Группа
Einsturzende Neubauten в России пользовалась и продолжает пользоваться
особой универсальной популярностью. Даже те, кто совсем не знаком
с их музыкальным творчеством хорошо знают ее логотип - скелетика-сперматозоида,
в середине 90-ых, выводившегося спреем на стенах, красовавшегося на
футболках, выколотого на руках неформалов. В 90-ые он встал в ряд
наиболее легко прочитываемых графических символов молодежной субкультуры
- как пацифистская "куриная лапа" или смайлик. Студенты
филфака писали дипломы по текстам EN, театральные режиссеры украшали
их музыкой свои спектакли. Уважали все. Такое впечатление, что на
этот концерт пришли и остепенившиеся панки, и вечные интеллектуалы,
и все остальные.
Желающих
попасть на выступление EN оказалось так много, что уже после начала
концерта очередь тянулась аж до гостиницы "Астория". Клуб
"Порт" оказался забит настолько, что любое перемещение представляло
собой задачу, сопоставимую с проходом внутрь - без билета, приглашения
и с авоськой бухла - в принципе, возможно. Видимо, чтобы как-то увеличить
пропускную способность зала, охрана особенно усердно опустошала сумки
посетителей: у входа высилась гора жвачек, бананов, пластиковых и
пивных бутылок, пакетов с кефиром и батонов. Вся эта куча так и просилась
на обложку пластинки EN.
Бликса
Баргельд был бос и красив как Марлен Дитрих. Та же стать и выразительный
лаконизм. Музыка - тяжела и печальна. Хочется даже вспомнить немецкое
слово traurig. Русскому слуху оно говорит больше чем немецкому, для
которого означает всего лишь "печальный, грустный". Этот
концерт - первый после четырехлетнего перерыва в выступлениях группы.
Музыканты, как будто игнорируя современные эффектные технологические
достижения, остаются верны своему звуку - электрическому, то грязноватому,
то прозрачному, но принципиально аналоговому. Иногда эта принципиальность
кажется слишком нарочитой: когда в очередной раз на сцену вытаскивается
какой-нибудь бак, труба или связка мусора и из этого хлама начинают
извлекаться "немузыкальные звуки", это выглядит как техническая
пауза. Но есть в арсенале группы несколько действительно волшебных
железяк, и они-то работают безотказно. Два перкуссиониста демонстрировали
иногда поразительную виртуозность, стуча по ним.
В целом, EN выглядят как что-то поразительно несовременное и актуальное
одновременно. Музыка, застывшая в начале девяностых, звучит очень
убедительно и не нуждается в каких-либо значительных нововведениях.
Внешний облик музыкантов - Берлин 80-90-ых - абсолютно органичен.
Тексты почти лишены примет времени. Возраст равняется зрелости. От
всего этого остается ощущение не столько музыкального, сколь театрального
действия, подчиняющегося собственным пространственным и временным
законам, диктующего модальность эмоционального восприятия. Вообще,
связи группы с театром обширны: EN авторы музыки ко многим спектаклям,
Бликса Баргельд участвует в постановках как актер. Кульминацией театральности
выступления стало начало песни Grundstuck. Музыканты вышли на авансцену,
сели на корточки и стали играть палочками на неведомых и едва видимых
ударных инструментах. Когда же они встали, чтобы вернуться к своим
привычным инструментам, то хрустальные перезвоны продолжали звучать.
Фонограмма? Скорее, пойманный на лету сэмпл. Определенно самоирония.
Ссылки по теме:
Вечный двигатель:
начало пути [Дмитрий Шолохов]