Премьера
"Русского ковчега" в Петербурге состоится за день до дня космонавтики,
которая некогда считалась такой же фантастикой, как съемка полнометражного
фильма без монтажа.
В России этот фильм мало кто видел, но очень многие о нем говорят. Говорит
даже простая статистка: был задуман с точностью воплощения 8 лет назад,
снят за полтора часа. 2000 актеров, 33 залов Эрмитажа. 8 обмороков,
чуть менее $4,5 млн. бюджет. Только в США прокат принес $1,4 млн., и
это при том, что фильм шел только на русском языке. По кинозначительности
его сравнивают с "Властелином колец", по месту действия с
рекламным роликом Эрмитажа, по технике - с "визитной карточкой
русского кинопроизводства". По паспорту - с национальной идеей.
Царь, царевич, король, королевич…
Все остальные окольные стороны фильма также окутаны разного рода мистическими
аллюзиями. Например, лондонская премьера фильма состоялась едва ли не
час в час с началом войны в Ираке. И, по словам, генерального продюсера
фильма Андрея Дерябина, директора студии "Эрмитажный мост",
это странное совпадение обеспокоило Сокурова. И понятно почему, если
вспомнить первопричину появления библейского ковчега, на которую наслаивается
прогноз погоды Достоевского для известного места в известный час. Но
если отбросить эзотерические домыслы, - война, в свою очередь, по словам
Дерябина, повлияет на почти полное отсутствие рекламы фильма. Единственное,
что планирует администрация проекта - это аллегорические информационные
поводы. Один из них состоялся недавно в Эрмитаже - для того чтобы погрузить
гостей в атмосферу фильма. Сам режиссер, к сожалению, остался за кадром:
из-за болезни он не смог прибыть в Петербург, поэтому на вечере чего-то
явно не хватало.
Презентовался саундтрек - стилизация под Шумана, созданная Сергеем Евтушенко,
собственно, как и сам фильм, почти "на одном дыхании" - за
четверо суток. Как визуальный ряд гостям предложили рекламный ролик
о "Русском ковчеге", рассчитанный на западную аудиторию. Несмотря
на то, что сам ролик почему-то не был снят единым куском, и представлял
собой образец обычной качественной рекламы, - за "неимением"
фильма, приглашенные аплодировали и ему.
По Павильонному залу, где стоят часы с замершим временем, сомнамбулично
скользили костюмированные актеры, микрофон доносил лишь рассеянный шелест
слов Пиотровского и других "обитателей" "Ковчега".
Происходящее действительно напоминало сон, с которым Сергей Евтушенко,
директор оркестра Государственного Эрмитажа, сравнил свои мечты о кино.
Гостям также предложили поучаствовать в "киноверсии" - организованно
пройтись по предусмотренной одной из сцен лестнице. На фуршет.
Ко дню города в Эрмитаже произойдет вторая после фильма грандиозная
мистерия руки Сокурова: подробности покамест держатся в тайне, и по
предварительным данным, действо пройдет с участием большого количества
актеров и не без магических "спецэффектов". Будет дан бал,
джазовая вечеринка и многое другое. Например, актер Леонид Мозговой
будет вести спектакль, посвященный Пушкину.
"С Сокуровым должны быть люди, которые ему верят, он очень ранимый
человек. Мы не ходим друг к другу в гости, мы не дружим, но если Сокуров
позовет - я пойду куда угодно. Я уверен, что это великий человек и что
наше время будут судить по его фильмам", - сказал корреспонденту
"ДП" Леонид Мозговой, которому в "Русском ковчеге"
досталась роль представителя царской охранки - после Чехова, Гитлера
и Ленина в других фильмах Сокурова. Кстати говоря, "репетируя"
свой проход по залам Эрмитажа, он первым снял его на любительскую камеру.
Средство переселения душ
В Петербурге будет представлена "самая" эталонная копия фильма
- она была завершена 10 февраля. Предыдущие показы фильма, начиная с
каннской, по свето и цвето-корректировке не устраивали ни Сокурова,
ни продюсера. "В Каннах был самый плохой показ "Русского ковчег",
- уточняет Андрей Дерябин.
"Уникальность проекта связана с тем, что для работы на каждом локальном
рынке была выбрана своя схема работы, - рассказывает он деловую часть
фильма. - Мы, первые среди западных и российских студий, стали работать
на каждом рынке с конкретным дистрибьютером, не оставляя все это одному
крупному агенту. Я не хотел отпускать фильм. На каждой премьере был
или продюсер, или режиссер, много интервью. И это оправдалось. В отличие
от других российских фильмов, эмигрантов на просмотрах было не более
15%. Нигде не было массированной рекламы, все продвигалось от "человека
к человеку".
По мнению Андрея Дерябина, сложность состоит не в том, чтобы снять фильм
(по его мнению, "это могут многие"), а чтобы найти в себе
силы донести его до зрителя. "Но я верил и сейчас считаю, что если
вложить усилие и часть души в продвижение фильма, будет результат. Поймите,
что на мировом рынке мы никому на не нужны. Там и без нас все в порядке!"
Чтобы закрепить впечатление от фильма, продюсер помимо DVD, аудио и
календарей, связанных с проектом, намеривается выпустить серию кукол
с персонажами "Русского ковчега" для России и Европы.
Национальная идея-300
"Я собираю все публикации о проекте, и по моему скромному убеждению,
"Русский ковчег" для популяризации России сделал в несколько
больше, чем работа всех комитетов, завязанных на 300-летие", -
считает Андрей, вспоминая о том, что когда он все-таки планировал рекламную
кампанию и обращался к Администрации Петербурга с просьбой о скидках,
"та" парировала, что фильм не входит в программу 300-летия.
"В то же время на наших мировых премьерах мы везде анонсировали
праздник", - сетует он.
Объясняет он популярность "Русского ковчега" - "реальной
информацией", на которую не способны комитеты, СМИ и рекламы. "Это
прямая связь со зрителем, магический шаг к нему. Главное достижение
Сокурова - это правда, в фильме отсутствует монтаж, который по сути
лжив. Эта идея могла прийти в голову только Сокурову, - считает он.
- Я работал более 15 лет продюсером ABC и потому знаю, как сложно найти
в России позитив, который был бы востребован на западном рынке".
Иллюстрируя эту идею, продюсер провел опасную аналогию. "В декабрьском
номере журнала Time слово "Россия" упоминали 4 раза. Один
из них был связан с Президентом Путиным, а три - с "Русским ковчегом!".
Впрочем, Андрей Дерябин не уверен, что в России фильм будет принят также
хорошо. "Мы говорим много жестких вещей и о России, и о властях.
А как показывает опыт, в России такие разговоры многих не устраивают".
Собственно, даже выбрать кинотеатр для премьеры в Петербурге было непросто.
"В ответ на предложение, - мне говорили, например: "У нас
в это время будет фильм с Бредом Питом", - "А какой фильм?
- "Да какая разница…"
Продюсер рассчитывал на большее и от бизнес-сообщества. "После
многочисленных обращений в крупные российские компании в письменном
виде ответил только "Газпром". Он сослался на внутренние сложности,
которые не позволят поддержать общенациональный прокат". В общем,
по его мнению - фильм является предметом серьезной проверки состоятельности
многих структур. Ковчег он и есть ковчег.
Ссылки по теме:
Самый амбициозный проект в истории русского
кинематографа [Надежда Штиль]
История о том, как овен канонизировал тельца
[Марта Юнг]
"Русский ковчег" покажут в Каннах
[Надежда Штиль]