Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

03.04.2003
Кино и видео

"Русский ковчег" вернулся после кругосветки
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

Русский ковчег Александр СокуровПремьера "Русского ковчега" в Петербурге состоится за день до дня космонавтики, которая некогда считалась такой же фантастикой, как съемка полнометражного фильма без монтажа.
В России этот фильм мало кто видел, но очень многие о нем говорят. Говорит даже простая статистка: был задуман с точностью воплощения 8 лет назад, снят за полтора часа. 2000 актеров, 33 залов Эрмитажа. 8 обмороков, чуть менее $4,5 млн. бюджет. Только в США прокат принес $1,4 млн., и это при том, что фильм шел только на русском языке. По кинозначительности его сравнивают с "Властелином колец", по месту действия с рекламным роликом Эрмитажа, по технике - с "визитной карточкой русского кинопроизводства". По паспорту - с национальной идеей.

Царь, царевич, король, королевич…
Все остальные окольные стороны фильма также окутаны разного рода мистическими аллюзиями. Например, лондонская премьера фильма состоялась едва ли не час в час с началом войны в Ираке. И, по словам, генерального продюсера фильма Андрея Дерябина, директора студии "Эрмитажный мост", это странное совпадение обеспокоило Сокурова. И понятно почему, если вспомнить первопричину появления библейского ковчега, на которую наслаивается прогноз погоды Достоевского для известного места в известный час. Но если отбросить эзотерические домыслы, - война, в свою очередь, по словам Дерябина, повлияет на почти полное отсутствие рекламы фильма. Единственное, что планирует администрация проекта - это аллегорические информационные поводы. Один из них состоялся недавно в Эрмитаже - для того чтобы погрузить гостей в атмосферу фильма. Сам режиссер, к сожалению, остался за кадром: из-за болезни он не смог прибыть в Петербург, поэтому на вечере чего-то явно не хватало.
Презентовался саундтрек - стилизация под Шумана, созданная Сергеем Евтушенко, собственно, как и сам фильм, почти "на одном дыхании" - за четверо суток. Как визуальный ряд гостям предложили рекламный ролик о "Русском ковчеге", рассчитанный на западную аудиторию. Несмотря на то, что сам ролик почему-то не был снят единым куском, и представлял собой образец обычной качественной рекламы, - за "неимением" фильма, приглашенные аплодировали и ему.
По Павильонному залу, где стоят часы с замершим временем, сомнамбулично скользили костюмированные актеры, микрофон доносил лишь рассеянный шелест слов Пиотровского и других "обитателей" "Ковчега". Происходящее действительно напоминало сон, с которым Сергей Евтушенко, директор оркестра Государственного Эрмитажа, сравнил свои мечты о кино. Гостям также предложили поучаствовать в "киноверсии" - организованно пройтись по предусмотренной одной из сцен лестнице. На фуршет.
Ко дню города в Эрмитаже произойдет вторая после фильма грандиозная мистерия руки Сокурова: подробности покамест держатся в тайне, и по предварительным данным, действо пройдет с участием большого количества актеров и не без магических "спецэффектов". Будет дан бал, джазовая вечеринка и многое другое. Например, актер Леонид Мозговой будет вести спектакль, посвященный Пушкину.
"С Сокуровым должны быть люди, которые ему верят, он очень ранимый человек. Мы не ходим друг к другу в гости, мы не дружим, но если Сокуров позовет - я пойду куда угодно. Я уверен, что это великий человек и что наше время будут судить по его фильмам", - сказал корреспонденту "ДП" Леонид Мозговой, которому в "Русском ковчеге" досталась роль представителя царской охранки - после Чехова, Гитлера и Ленина в других фильмах Сокурова. Кстати говоря, "репетируя" свой проход по залам Эрмитажа, он первым снял его на любительскую камеру.

Средство переселения душ
В Петербурге будет представлена "самая" эталонная копия фильма - она была завершена 10 февраля. Предыдущие показы фильма, начиная с каннской, по свето и цвето-корректировке не устраивали ни Сокурова, ни продюсера. "В Каннах был самый плохой показ "Русского ковчег", - уточняет Андрей Дерябин.
"Уникальность проекта связана с тем, что для работы на каждом локальном рынке была выбрана своя схема работы, - рассказывает он деловую часть фильма. - Мы, первые среди западных и российских студий, стали работать на каждом рынке с конкретным дистрибьютером, не оставляя все это одному крупному агенту. Я не хотел отпускать фильм. На каждой премьере был или продюсер, или режиссер, много интервью. И это оправдалось. В отличие от других российских фильмов, эмигрантов на просмотрах было не более 15%. Нигде не было массированной рекламы, все продвигалось от "человека к человеку".
По мнению Андрея Дерябина, сложность состоит не в том, чтобы снять фильм (по его мнению, "это могут многие"), а чтобы найти в себе силы донести его до зрителя. "Но я верил и сейчас считаю, что если вложить усилие и часть души в продвижение фильма, будет результат. Поймите, что на мировом рынке мы никому на не нужны. Там и без нас все в порядке!" Чтобы закрепить впечатление от фильма, продюсер помимо DVD, аудио и календарей, связанных с проектом, намеривается выпустить серию кукол с персонажами "Русского ковчега" для России и Европы.

Национальная идея-300
"Я собираю все публикации о проекте, и по моему скромному убеждению, "Русский ковчег" для популяризации России сделал в несколько больше, чем работа всех комитетов, завязанных на 300-летие", - считает Андрей, вспоминая о том, что когда он все-таки планировал рекламную кампанию и обращался к Администрации Петербурга с просьбой о скидках, "та" парировала, что фильм не входит в программу 300-летия. "В то же время на наших мировых премьерах мы везде анонсировали праздник", - сетует он.
Объясняет он популярность "Русского ковчега" - "реальной информацией", на которую не способны комитеты, СМИ и рекламы. "Это прямая связь со зрителем, магический шаг к нему. Главное достижение Сокурова - это правда, в фильме отсутствует монтаж, который по сути лжив. Эта идея могла прийти в голову только Сокурову, - считает он. - Я работал более 15 лет продюсером ABC и потому знаю, как сложно найти в России позитив, который был бы востребован на западном рынке".
Иллюстрируя эту идею, продюсер провел опасную аналогию. "В декабрьском номере журнала Time слово "Россия" упоминали 4 раза. Один из них был связан с Президентом Путиным, а три - с "Русским ковчегом!".
Впрочем, Андрей Дерябин не уверен, что в России фильм будет принят также хорошо. "Мы говорим много жестких вещей и о России, и о властях. А как показывает опыт, в России такие разговоры многих не устраивают". Собственно, даже выбрать кинотеатр для премьеры в Петербурге было непросто. "В ответ на предложение, - мне говорили, например: "У нас в это время будет фильм с Бредом Питом", - "А какой фильм? - "Да какая разница…"
Продюсер рассчитывал на большее и от бизнес-сообщества. "После многочисленных обращений в крупные российские компании в письменном виде ответил только "Газпром". Он сослался на внутренние сложности, которые не позволят поддержать общенациональный прокат". В общем, по его мнению - фильм является предметом серьезной проверки состоятельности многих структур. Ковчег он и есть ковчег.

Ссылки по теме:
Самый амбициозный проект в истории русского кинематографа [Надежда Штиль]
История о том, как овен канонизировал тельца [Марта Юнг]
"Русский ковчег" покажут в Каннах [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100