Рождественским
вечером (25 декабря) в Институте ПРО АРТЕ Олег Ковалов показал свой
последний игровой фильм "Темная ночь", действие которого разворачивалось
в сочельник и рождество, но никоим образом не напоминало традиционную
зимнюю сказку. Автор фильма предварил показ кратким предисловием. Он
пояснил, что стремился сделать работу в эстетике Фрица Ланга: специально
был написан соответствующий сценарий, специально была подобрана черно-белая
пленка, специально были выстроены декорации в павильоне, и звук писался
технически устаревшим способом, чтобы сохранить гулкость шагов и нереальность
голоса, специфические особенности, присущие ландшафту картонного реквизита.
Весь остальной разговор - обсуждение и вопросы - теоретик и практик
кино Олег Ковалов рекомендовал продолжить после просмотра "Темной
ночи".
Фильм Олега Ковалова - это детектив, где "найти и обезвредить убийцу"
хотят только мальчики, члены тайной организации с суровой дисциплиной,
это любовная история, в которой объектом желания является смерть или
сам герой, а не модель фотографа - маленькая девочка, мечтающая о стране
нибелунгов. Да и нибелунги живут не под землей, а на небе. И хотя главный
герой, влюбленный в свою фотомодель фотограф, придумывает шесть способов
взлететь к нибелунгам на небо в полнолуние, он выбирает, тем не менее,
самый верный способ попасть в страну нибелунгов - смерть. Несмотря на
постоянную готовность к убийству и настигающую героев смерть, зрителям
все время напоминают о рождестве: "сегодня рождество, надо любить
друг друга…"
Возможно, что это ключевая фраза, ведь, как сказал Олег Ковалов в начале
пространного послесловия, "Темная ночь" - это фильм о любви,
красивое простое кино для женщин. Присутствующие ему не совсем поверили
и рискнули спросить об имеющихся в киноленте символах. На эту просьбу
теоретик и практик кино отреагировал крайне негативно: спрашивать режиссера
о символах - это пошло. Чтобы сгладить острые углы, философ и преподаватель
Нина Савченкова, "простодушно", "по-женски" спросила
о взаимосвязи "Лолиты" Набокова, романа о похожей любви, и
"Темной ночи" Ковалова, об отношениях Гумберта Гумберта и
фотографа. Но и этот "простодушный" вопрос оказался слишком
остроугольным, опять вызвал неудовольствие у мэтра, который заявил,
что никакой преемственности, зависимости и вообще, связи, его "любовная
история" ни с русской литературой, ни с русским кино не имеет.
"Темная ночь", по мнению Олега Ковалова, впервые в истории
русского кино касается темы "недетской" любви взрослого к
девочке.
После такого начала все острые темы были изъяты из разговора. Стало
понятно, что предполагаемая тема "изобразительные средства кинематографа"
вряд ли будет поднята. Кинопоказ и лекция оказались именно тем, о чем
говорилось в заголовке "Пять вечеров с Олегом Коваловым",
- творческим вечером Олега Ковалова, встречей автора и почитателей,
суррогатом народного успеха и известности, байками о деньгах, продюсерских
препонах, о цензуре, полках и всеобщем непонимании.
Ссылки по теме:
Пять вечеров с Олегом
Коваловым [Надежда Штиль]