Выставка
Олега Янушевского, которая должна была открыться в Музее Истории Религии
в минувший четверг, была отменена руководством музея в последний момент.
Заведующая выставочным отделом Татьяна Жеребина в телефонном разговоре
с Янушевским мотивировала это решение тремя причинами: тем, что выставка
антисоциальная, работы плохого качества, а кроме того, у музея "слишком
хорошие отношения с церковью". Художник остался в полном недоумении
- переговоры о выставке шли в течение года, и казалось ничто не предвещало
такого поворота событий.
Как сообщили "Артерии" в Музее Истории Религии, вопрос о том,
будет ли вообще открыта выставка, останется без ответа до тех пор, пока
директор музея Станислав Кучинский не вернется из официального отпуска,
в котором он сейчас находится. У Янушевского связаться с директором
музея, после того как он узнал об отказе, тоже не получилось - со слов
секретаря музея, директор назвал выставку "несвоевременной".
Первый конфликт между научным отделом, который курировал выставку, и
с которым у художника был заключен договор, и выставочным отделом возник
три месяца назад, но, со слов художника, был урегулирован в кабинете
директора. Возможная причина конфликта, по мнению Янушевского, заключалась
в том, что руководство выставочного отдела не было проинформировано
о выставке заранее. За две недели до планируемого открытия зав. научным
отделом Людмила Перова ушла в отпуск, а еще через неделю Янушевскому
было отказано в выставке. К тому моменту в Петербург уже прибыли англичанка
Джилиан Мак Ивер и немецкий художник Джуллиан Роменфельд, видеофильм
и аудиокомпозиция которых должны были быть частью экспозиции. Татьяна
Жеребина, поставила в вину Янушевского, что он показывал директору музея
не оригиналы работ, но фотографии, чем ввел его в заблуждение. Тем не
менее, как утверждает художник, сама Жеребина оригиналы видела за три
месяца до открытия, и на тот момент никаких претензий ни к качеству,
ни к их пресловутой "антисоциальности" ею высказано не было.
Сам Янушевский с таковой оценкой своих работ не согласен. Наоборот,
как он заявил в телефонном интервью, Музей Религии для него был "одним
из последних мест в этой стране, где его работы могли оказать хоть какое-то
воздействие на общество". В отличие от предшествующих выставок
в престижных коммерческих галереях, озабоченных "только тем, чтобы
продать".
Что
касается вопроса о качестве, то выборочный список мест, где Янушевский
уже показывал свой проект, является лучшим доказательство абсурдности
этого обвинения Иконы Янушевского выставлялись на выставке "Арт
Москва", в галерее Марата Гельмана, в Хьюстонской галерее "Аны
Тиш", в протестантском соборе в Кельне (Центр Филиппа Меластена),
в музеях городов Эссена и Муха, городских галереях Бремена и Любека
и других. На декабрь запланирована очередная выставка в Хьюстоне, а
весной - в Риме, совместно с Ренцо Оливой, бывшим консулом Италии в
Санкт-Петербурге.
Тем не менее, Янушевский надежды выставить свои работы в Музее Истории
Религии не теряет, возможно, ближе к ноябрю, когда в музее будет закончен
ремонт выставочных помещений. Августовскую выставку планировалось открыть
в помещении конференц-зала. "Музей ведь все таки, светское заведение",
- говорит он.
Ссылки по теме:
Об объемах продаж предметов культа [Максим
Райскин]