Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.11.2003
Выставки

Единый дизайн в девяти номинациях
[Надежда Штиль]

Варвара Помидор. RED woMANДо 9 ноября в Мраморном зале Российского Этнографического музея проходит IV петербургская биеннале дизайна "Модулор 2003". Основное событие Биеннале - выставка-конкурс работ дизайнеров, реализованных или спроектированных в период с 2001 по 2003 год. Все участники распределены по двум категориям - в литер "А" попали профессионалы, в "Б" - студенты. Соревнование проводится по 9 номинациям: промышленный, графический, средовой дизайн, дизайн интерьера, дизайн мебели и оборудования, мода, арт-дизайн, компьютерный и ТВ дизайн, дизайн-педагогика (только в категории "А"). Также по результатам выставки будут названы "Проект года" и "Вещь года". В составе жюри конкурса - архитекторы Андрей Ефимов (Москва) и Владимир Санжаров, модельер Татьяна Котегова (Петербург), дизайнеры Юрий Назаров, Александр Петров, Андрей Харшак и многие другие. Помимо выставки конкурсных проектов, программа Биеннале включает в себя теоретическую конференцию "Время дизайна", экспозицию "Этнодизайн" и совместный проект РЭМ и Союза Дизайнеров "Протодизайн". В новых помещениях Галереи Дизайна Bulthaup открыты две выставки "Арне Якобсон - известный и неизвестный" и "Мастера датского дизайна", объединенные общим названием "Дания. Чистый дизайн".

Российский дизайн - действующая модель

Один из членов жюри до открытия выставки посетовал на недостаточно уважительное отношение к дизайну в России. В качестве примера он привел историю четверть-вековой давности: в 1975 году в Москве совпали два события - международный слет девушек под предводительством Валентины Терешковой и международный съезд дизайнеров. Все уделили внимание первому форуму, дизайнеры оказались без прессы. Да и вообще, по свидетельствам очевидцев тех советских лет, дизайн существовал исключительно в научно-технической нише. Все разрабатывалось "в стол" - от модели фотоаппарата или магнитофона до полного технологического цикла по переработке мусора. Рукотворные макеты техники воровали с выставок алчные посетители, полностью уверенные в том, что вещи настоящие. Другим проектам везло даже меньше - о них просто забывали.
Сейчас отношение к дизайну вроде бы переменилось. Дизайнер - модная и уважаемая профессия. Старые дизайнерские вузы заработали на полную мощность, открылись новые, в классических университетах появились нетрадиционные кафедры графического дизайна, промграфики и проч. Но, в сущности, дизайн из ниши не вышел, более того, из одной переместился в другую. Покинул интеллектуальную научную область и поселился в сфере декоративно-прикладной. Преимущественно.
Этот малоутешительный вывод следует и из выставки также. Как сказал председатель Оргкомитета Биеннале Владимир Санжаров, экспозиция в Мраморном зале дает верное представление об уровне развития, характерных чертах современного российского дизайна. Пока никаких взлетов, никаких открытий. Слишком много всего для глаза - слишком мало для мысли, еще меньше для тела - на взгляд непрофессионала. Стулья надо оценивать на вид и по названию - вряд ли на них комфортно сидеть. Одежду стоит судить, как рукотворную поделку, либо как живопись - по колориту, контрастам и нюансам тона. Плакаты изобилуют деталями, мешающими понять смысл. Исключение есть. Среди них плакаты - "Эрудит для дизайнера", или другой - бумажный стакан из Макдональдса на фоне Эрмитажа. Надпись: билет в музей= 1/2 стакана. Все ясно.
Впрочем, такое впечатление, частично, вина самой экспозиции. Когда столовые приборы из войлока в виде тюленьих голов и модели дыхательных аппаратов для скорой выставлены в соседних витринах, без лишних объяснений ясно, что из этого привлечет внимание. А манекены в вязаных и расшитых бисером платьях совершенно затмят продуманные интеллектуальные ребусы Антона Балаша. Поэтому было бы интересно увидеть выставки по номинациям. Проекты средового дизайна оценивать лучше среди себе подобных, мебель рядом с мебелью, отдельно от всего - загадочный арт-дизайн. Возможно, тогда станет понятно, чем же он отличается от традиционных ДПИ или объектов-инсталляций актуальных художников.
В этом смысле гораздо в более выгодном свете предстал датский дизайн. Все для тела - мебель, кое-что для глаз - светильники. Ничего от декоративизма - только чистый дизайн.

Пионер дизайнерского ликбеза

Арне Якобсен. Кресло "Egg"Галерея Дизайна Bulthaup открыла два новых выставочных зала - третий и четвертый этаж в доме №2 по Большой Конюшенной. Лестница - дополнительный бонус. Пространство очищено от излишеств - краски, штукатурки. Только кирпичная кладка. Потолок - обнаженные балки и перекрытия. Выставочное оборудование из Дании, легкие полупрозрачные ширмы. С выставки "Дания. Чистый дизайн" галерея начинает дизайнерский ликбез. Все всерьез - началась эпоха Просвещения.
На четвертом этаже Галереи Дизайна открыта выставка "Арне Якобсон - известный и неизвестный", для российского зрителя верно скорее второе. На третьем этаже - выставка "Мастера датского дизайна" - в экспозиции представлены произведения 15-ти датских мебельных фирм. 15 отражений в "зеркале датской культуры" - ведь дизайн в Дании, по признанию специалистов, больше чем брэнд. Дизайн в Дании - функциональное искусство, "канонизирующее ручной труд, чтобы сформировать просвещенное государство" (Хенрик Мост). Это утепление, очеловечивание холодной, интеллектуальной, индустриальной современной жизни. Йорген Ховельсков. Стул "Арфа"Это сочетание ремесла и высоких технологий. Создание аутентичных вещей из экологичных материалов - дерева, кожи, шерсти. Но эти все эпитеты, как стало ясно во время открытия выставки, относятся, в основном, к прошлому веку датского дизайна. Сейчас перед последователями датских традиций ХХ столетия стоит не менее существенная задача. В настоящее время мебель выполняет коммуникативную функцию: количество плазменных экранов, панелей в интерьере все возрастает. Подстать им - современные материалы. Стекло, цвет и прозрачность которого можно изменить одним нажатием кнопки, металл, пластмасса, резина. Надувная мебель, водные матрасы. Еще один виток голой функциональности… Дизайнеру нужна свежая идея. Как можно опять выстроить мост от высокой технологии к ремеслу, какими средствами объединить мерцающий экранный мир, переносящий сознание человека в виртуальную реальность, с материальными, тяжелыми предметами, создающими для такого же, как и они, тяжелого материального человеческого тела условия для отдыха, комфорта, уюта.

Эта мысль о высокой роли дизайна, скорее, не о поэзии, а о философии - как предисловие в книге, пролог в спектакле - настраивает посетителя галереи, ценителя мебели на особенный лад. Не украсить, обставить, а обустроить пространство.
Благодаря "Чистому дизайну" из Дании и будущим профессиональным выставкам понятие "дизайн" в русском языке, возможно, скоро изменится. Постепенно утратит оттенки прикладной декоративности, случайности, необязательности, избыточности, взамен приобретя значения продуманности, функциональности, простоты.

Ссылки по теме:

Датский дизайн: от просвещения к многообразию [Хенрик Мост]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100