Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.11.2003
Выставки

Датский дизайн: от просвещения к многообразию
[Хенрик Мост]

Арне Якобсен. Кресло "Лебедь"Дизайн сегодня, возможно, - самое модное слово. Все, начиная от соковыжималки и заканчивая дверным стопором, подается и продается как дизайн. Современный дизайн - это атрибуты стиля жизни, выставленные в витринах магазинов. Они проникают в наши дома как брэнды - символы статуса, хорошего вкуса и тяги ко всему новому. Но для Дании дизайн - нечто гораздо большее, чем брэнд. Это зеркало датской культуры и сложной истории современного общества, в истоках которого - демократия, вечные ценности и гуманизм. С этой точки зрения датский дизайн - это, прежде всего, форма, вытекающая из функции, практичные вещи и мастерство на мировом уровне. Датский дизайн - чистый дизайн, канонизирующий ручной труд, чтобы сформировать просвещенное государство. Когда архитектор-утопист Ле Корбюзье провозглашал, что дизайн - это революция, и проектировал дома и предметы, для людей, которые были "умны, холодны и спокойны", отец-основатель датского дизайна Коре Клинт требовал совершенного мастерства, а конечной целью считал объект вроде стула Faaborg (Фааборг), "который удовлетворяет запросы современности, однако сразу видно, что он "из хорошей семьи"". Практика, соединяющая отголоски традиций с желанием создавать простые, незамысловатые повседневные предметы, тянется через историю датского дизайна, как нить Ариадны - через лабиринт. Модернисты всего мира боролись за универсальный образ с помощью стульев из трубчатой стали в духе промышленной эстетики. Так они освобождались от прошлого, уходя от тягостной иллюзорности орнаментов и Поуль Хеннингсен. Люстра "Артишок"эклектики. Их цель - осветить весь мир. И хотя в Дании революционные идеи были не так ярко выражены, как в других странах Европы, дизайнера Поуля Хеннингсена занимала идея воспитания "целостных людей", наделенных инстинктивным восприятием мира как универсального сообщества. Озаренное светом его сверхфункциональных, лишенных декора и орнамента ламп модели "PH 5 & 6", оно учится жить по-новому. Датские дизайнеры прокладывали себе дорогу в лес, создавая деревянную мебель, обогащенную свойствами натурального материала. Так поддерживался диалог с природой - вклад в "светлое завтра". Мебельный дизайн призван свергнуть власть кича и помпезности и утвердить чистый стиль как залог избавления от всего аномального и лживого. В этом смысле датский дизайн сформировался как система, в которой все определяет вкус, даже несмотря на то, что сегодня нам по-прежнему хочется верить, что история - это мечта о свободе и средоточие вечных человеческих ценностей. И все же датский дизайн окутывает аура тайной красоты - начиная от элегантного China Chair (Китайский стул) Ханса Вегнера и экстравагантного, красноречивого и обреченного на вечную актуальность Flag Halyard Chair (Фал), заканчивая обращенным в прошлое Egyptian Stool (Египетский табурет) Оле Ванчера и органическим креслом Egg (Яйцо) Арне Якобсена, которое благодаря округлым формам притягательно, как объятия любимого человека. Исключением из правил является Вернер Пантон, enfant terrible датского дизайна. Он веселится и дает волю фантазии. Всемирно признанное Panton Chair (Стул Пантона) - это антитеза всему датскому дизайну. Нереальный, иррациональный и полный эротических вибраций пластический Йорген Ховельсков. Стул "Арфа"знак. Как результат этой апологии потребления в оптимистических тонах возникло видение, которое сверкало и мерцало, подобно красочным лампам Пантона Flower Pot, над пространством традиционного датского дизайна. Сегодня молодые дизайнеры часто обращаются к творениям Вернера Пантона как источнику вдохновения. Они уже не верят в чистый функционализм и бредовые затеи с освещением. Так они проявляют независимость от традиционного дизайна. Многофункциональность их проектов выдает стремление избежать власти традиций. Современный датский дизайн - это и буковая лестница Hochacht Сесиль Манц, за которой можно сидеть и работать, и многофункциональный шкафчик Jigsaw (Пила) Луисе Кэмпбелл, который можно поставить в гостиной и использовать в качестве табурета для отдыха. В этих предметах мебели вместо сугубого рационализма, довлеющего над процессом создания вещи, отражается союз функции с авторской фантазией. Датский дизайн в XXI веке - это выход за пределы одного государства и преодоление культурной гегемонии. Обстановка вокруг современного датского дизайна неустойчива - она взывает к новым достижениям. На место безапелляционности и социальной однородности приходит возможность сосуществования разных взглядов, сложных, амбивалентных и субъективных. Невозможно вернуться в славные 50-е - нужно обратиться к будущему и приветствовать новое, поддерживая при этом высокий уровень мастерства и сохраняя ориентацию на потребителя. Резиновые на 100% стулья, такие как NonDesign - работа дизайнерской группы Komplot - уживаются с деревом: многообразие - характерный признак современности. Это, возможно, единственный способ обратиться к нашему сложному миру и отразить его на эстетическом, эмоциональном и социальном уровнях. Благодаря разнообразию техник и форм окружающий нас мир становится многоликим и открытым для бесконечных интерпретаций. Так поддержим обновление вместо того, чтобы отторгать его как забавный эксперимент, которому суждено продержаться не дольше одного сезона.

Галерея Дизайна Bulthaup
Выставки
Арне Якобсон - известный и неизвестный
(до 26 ноября)
Мастера датского дизайна
(до 30 января)

Ссылки по теме:

Единый дизайн в девяти номинациях [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100