04.11.2003 Датский дизайн: от просвещения
к многообразию Дизайн
сегодня, возможно, - самое модное слово. Все, начиная от соковыжималки
и заканчивая дверным стопором, подается и продается как дизайн. Современный
дизайн - это атрибуты стиля жизни, выставленные в витринах магазинов.
Они проникают в наши дома как брэнды - символы статуса, хорошего вкуса
и тяги ко всему новому. Но для Дании дизайн - нечто гораздо большее,
чем брэнд. Это зеркало датской культуры и сложной истории современного
общества, в истоках которого - демократия, вечные ценности и гуманизм.
С этой точки зрения датский дизайн - это, прежде всего, форма, вытекающая
из функции, практичные вещи и мастерство на мировом уровне. Датский
дизайн - чистый дизайн, канонизирующий ручной труд, чтобы сформировать
просвещенное государство. Когда архитектор-утопист Ле Корбюзье провозглашал,
что дизайн - это революция, и проектировал дома и предметы, для людей,
которые были "умны, холодны и спокойны", отец-основатель
датского дизайна Коре Клинт требовал совершенного мастерства, а конечной
целью считал объект вроде стула Faaborg (Фааборг), "который удовлетворяет
запросы современности, однако сразу видно, что он "из хорошей
семьи"". Практика, соединяющая отголоски традиций с желанием
создавать простые, незамысловатые повседневные предметы, тянется через
историю датского дизайна, как нить Ариадны - через лабиринт. Модернисты
всего мира боролись за универсальный образ с помощью стульев из трубчатой
стали в духе промышленной эстетики. Так они освобождались от прошлого,
уходя от тягостной иллюзорности орнаментов и эклектики.
Их цель - осветить весь мир. И хотя в Дании революционные идеи были
не так ярко выражены, как в других странах Европы, дизайнера Поуля
Хеннингсена занимала идея воспитания "целостных людей",
наделенных инстинктивным восприятием мира как универсального сообщества.
Озаренное светом его сверхфункциональных, лишенных декора и орнамента
ламп модели "PH 5 & 6", оно учится жить по-новому. Датские
дизайнеры прокладывали себе дорогу в лес, создавая деревянную мебель,
обогащенную свойствами натурального материала. Так поддерживался диалог
с природой - вклад в "светлое завтра". Мебельный дизайн
призван свергнуть власть кича и помпезности и утвердить чистый стиль
как залог избавления от всего аномального и лживого. В этом смысле
датский дизайн сформировался как система, в которой все определяет
вкус, даже несмотря на то, что сегодня нам по-прежнему хочется верить,
что история - это мечта о свободе и средоточие вечных человеческих
ценностей. И все же датский дизайн окутывает аура тайной красоты -
начиная от элегантного China Chair (Китайский стул) Ханса Вегнера
и экстравагантного, красноречивого и обреченного на вечную актуальность
Flag Halyard Chair (Фал), заканчивая обращенным в прошлое Egyptian
Stool (Египетский табурет) Оле Ванчера и органическим креслом Egg
(Яйцо) Арне Якобсена, которое благодаря округлым формам притягательно,
как объятия любимого человека. Исключением из правил является Вернер
Пантон, enfant terrible датского дизайна. Он веселится и дает волю
фантазии. Всемирно признанное Panton Chair (Стул Пантона) - это антитеза
всему датскому дизайну. Нереальный, иррациональный и полный эротических
вибраций пластический знак.
Как результат этой апологии потребления в оптимистических тонах возникло
видение, которое сверкало и мерцало, подобно красочным лампам Пантона
Flower Pot, над пространством традиционного датского дизайна. Сегодня
молодые дизайнеры часто обращаются к творениям Вернера Пантона как
источнику вдохновения. Они уже не верят в чистый функционализм и бредовые
затеи с освещением. Так они проявляют независимость от традиционного
дизайна. Многофункциональность их проектов выдает стремление избежать
власти традиций. Современный датский дизайн - это и буковая лестница
Hochacht Сесиль Манц, за которой можно сидеть и работать, и многофункциональный
шкафчик Jigsaw (Пила) Луисе Кэмпбелл, который можно поставить в гостиной
и использовать в качестве табурета для отдыха. В этих предметах мебели
вместо сугубого рационализма, довлеющего над процессом создания вещи,
отражается союз функции с авторской фантазией. Датский дизайн в XXI
веке - это выход за пределы одного государства и преодоление культурной
гегемонии. Обстановка вокруг современного датского дизайна неустойчива
- она взывает к новым достижениям. На место безапелляционности и социальной
однородности приходит возможность сосуществования разных взглядов,
сложных, амбивалентных и субъективных. Невозможно вернуться в славные
50-е - нужно обратиться к будущему и приветствовать новое, поддерживая
при этом высокий уровень мастерства и сохраняя ориентацию на потребителя.
Резиновые на 100% стулья, такие как NonDesign - работа дизайнерской
группы Komplot - уживаются с деревом: многообразие - характерный признак
современности. Это, возможно, единственный способ обратиться к нашему
сложному миру и отразить его на эстетическом, эмоциональном и социальном
уровнях. Благодаря разнообразию техник и форм окружающий нас мир становится
многоликим и открытым для бесконечных интерпретаций. Так поддержим
обновление вместо того, чтобы отторгать его как забавный эксперимент,
которому суждено продержаться не дольше одного сезона. |
|
||||
ARTERIA.RU
- новостной проект агентства культурной информации "Артерия"
(с)
2024 |
||||