Rambler's Top100

06.03.2002
Новости культуры

Венецианское биеннале: возможность реванша или second life
[Максим Райскин]
опубл. 27 апреля 2001 г. в газете "Смена"

<<-Перформанс Чжан Хуана "Прибавить метр к высоте безымянной горы"

"Плато под названием "Человечество" такова тема 49-го Венецианского художественного биеннале, одной из самых престижных мировых выставок современного искусства. Рекордное количество участников - 350 художников из 65 стран - предпримут очередную попытку подвести гуманитарные итоги антигуманного ХХ века. Выставка проводится раз в два года, в этом году она откроется 9 июня и продлится до 10 ноября.
До недавнего времени биеннале проводилось под эгидой правительства Италии, но два года тому назад перестало быть государственным и превратилось в независимый фонд, президент которого назначает комиссара по каждому виду искусств. Смена статуса выставки не могла не отразиться и на ее структуре. Лозунгом биеннале 1999-го года стала итальянская идиома "dAPERTutto", что в переводе на русский означает нечто вроде "открыто всему" или "повсюду", а для людей, знающих историю выставки, прозрачно намекающая на существовавший до 1995 года специальный павильон для молодых художников "Aperto", упраздненный прежними комиссарами. Наиболее интересной частью последней биеннале стала не традиционная система национальных павильонов, а гигантская интернациональная экспозиция, организованная известным европейским куратором швейцарцем Харальдом Зееманом. Как иронизировали арт-критики, Зееман сделал ставку на художников молодого поколения, женского пола и азиатского происхождения. Удивительно, но его расчет оправдался: выставка, которая к 1997 году стала чуть ли не символом консервативности и официоза (как, впрочем, и большинство амбициозных дорогостоящих проектов) превратилась в художественное событие, способное составить достойный противовес своей основной конкурентке - немецкой "Документе".
Главной удачей Зеемана, который, кстати, является куратором и нынешней выставки, стал отказ от национального и, в частности, евро-американского центризма как организующего принципа. Нация, в понимании Зеемана, - не только территориальное единство. Итальянские художники (вернее художницы) на 48-ой биеннале вообще не имели своего павильона, а их проекты были рассеяны по всей выставке, подтверждая на практике принцип "dAPERTutto". Но основной сенсацией стали работы китайцев Чжан Пейли, Йинг Бо, Ван Чжина, Лян Шаоджи, Чжан Хуана и других, причем вовсе не потому, что воспринимались как некая сугубо китайская экзотика вроде ласточкиных гнезд или черепахового супа. Скорее наоборот. Перформансы Чжана Хуана, в которых несколько десятков безработных поднимают уровень пруда, зайдя в него по грудь, совершая тем самым некое действие по изменению мира, или добавляют своими безличными телами метр к высоте безымянной горы, при всей их обращенности к принципиально иной духовной традиции, связанной с проблематикой коллективного тела или отсутствия авторства, были восприняты зрителями как нечто знакомое и, одновременно, радикально новое, не имеющее аналогов в европейской визуальной культуре.
Русские на прошлой биеннале были представлены одной работой Анны Ермолаевой (в интернациональной части) и национальным павильоном, с инсталляцией Сергея Бугаева-Африки, обыгрывающей темы советской истории и коллективного бессознательного, и проектом живущих ныне в Нью-Йорке Виталия Комара и Александра Меламида. Последние, задавшись целью спародировать сам принцип национального представительства и отбора, предстали на выставке в роли кураторов неизвестного доселе искусства таиландских слонов, квазиживопись которых и была выставлена в павильоне.
На нынешнем биеннале в русском павильоне будут размещены проект Леонида Сокова (деревянные аллюзии на скульптурные шедевры ХХ века), "панрелигиозная" инсталляция Сергея Шутова (молящиеся фигуры, черные балахоны которых уравнивают все конфессии) и серия фотографий "Second life" Ольги Чернышовой, отснятая в московском метро, в которой женщины, одетые по советской моде в меховые пальто и вязаные шапки, выглядят как некий экзотический род животных, сохранившийся только в стране, еще недавно занимавшей 1/6 часть суши. От того, насколько эти специфически русские образы будут неожиданны, и будет ли эта неожиданность прочитана европейцами как нечто уже и так известное и близкое им, но, в то же время, новое и оригинальное, во многом зависит успех русского искусства на биеннале в Венеции.

Ссылки по теме:
"Все, что осталось от Роберта Хьюза" Марта Юнг
"Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на такие глупости" Максим Райскин



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100