До
10 ноября в Центре Современного искусства Женевы (Швейцария) проходит
выставка современного искусства "Трансформа", на которой представлены
произведения актуальных художников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана.
Женевская экспозиция стала возможна благодаря первому знакомству европейцев
с современным искусством стран Центральной Азии, которое состоялось
в Берлине в Доме Мировых Культур в начале года. Усилиями куратора Сабины
Фогель и СЦСИ-Алматы была сделана масштабная выставка, на которой были
представлены объекты, инсталляции, видео и фотография, медиа-арт и перформанс.
В Доме Мировых Культур и произошла встреча центрально-азиатских художников
с человеком - то ли бизнесменом, то ли энтузиастом по имени Нигги Попп,
- который сыграл не последнюю роль в организации выставки "Трансформа".
Нигги Попп обошел всю берлинскую выставку, записывая имена, названия
проектов, идеи, с тем, чтобы нечто подобное показать в Швейцарии. Не
прошло и года, как он нашел деньги, куратора - Даниэлу Грюненберг, и
за месяц была сделана вторая выставка. Не столь масштабная, как экспозиция
в Доме Мировых Культур, вторым отличием, кроме размеров и бюджета, стала
более четко определенная кураторская позиция.
Именно из-за кураторского волевого подхода на выставке сложился "однобокий
образ Средней Азии, как очень сурового региона. Практически, была отброшена
его другая сторона, та, что всегда, во все времена отличала Восток от
Запада - его мягкость, душевная щедрость, солнечное обаяние, горячий
темперамент и многое другое, поэтому не были включены такие проекты,
как "Вечная невеста" Алмагуль Менлибаевой, "Любовные
скачки" Рустама Хальфина и др." (Ася Нуриева). Даниэла Грюненберг
при формировании экспозиции следовала европейским правилам, главными
из которых были - идейная чистота и строгость. Она отказалась от каких
бы то ни было текстовых комментариев к работам, аргументируя это тем,
что "знает своего зрителя лучше и исходит из того, что он способен
понять, а что нет". "Швейцарцы абсолютно не знают, где находится
и что представляет собой ваш регион" - сказала она. Зная об этих
пробелах в географическом образовании, очень соблазнительно было представить
собственный образ "чужого мира", в котором этнические особенности
- шаманские танцы, ручное ткачество, - воспринимаются особенно контрастно
в сочетании с современной военной техникой и солдатами в камуфляже.
Сделано в Центральной Азии
(Ася Нуриева)
Для экспозиции было задействовано три этажа очень просторного помещения,
с огромными окнами и высоченными потолками. При входе на первый этаж
Центра вас встречал монументальный объект Джамола Усманова (Узбекистан),
выполненный из множества фрагментов водосточных труб. Смонтированные
вместе они напоминали собой извивающихся в брачных танцах змей, чьи
переплетенные тела, вытянувшись к небу жаждали дождя. Его композиция
так и называлась - "Жажда". Далее зритель мог увидеть скульптурный
объект Молдакула Нарымбетова - "Восток - Запад". Поднятое
на дыбы разъятое нутро пианино покоилось на пьедестале, обтянутом кожей
двух быков. Таким образом, в единое тело слились восточный импровизированный
барабан и европейское классическое фортепьяно. Гульнара Касмалиева (Кыргызстан)
представила объект - кочевничий ткацкий станок, из которого струились
и падали на белый войлок переплетенные черные, длинные, словно прораставшие
из века в век, волосы. Проект ZITABL (Абликим Акмуллаев и Зитта Султанбаева,
Казахстан) назывался "Просто в клетке": среднестатистическая
казахская семья в составе шести человек - апашка, аташка, мама, папа
и пара их детей - мальчик и девочка. Их образ точно завершали, вместо
ожидаемых человеческих голов, птичьи клетки с находящимися внутри живыми
птицами.
В отдельном помещении была представлена видеоинсталляция Саида Атабекова
"Суперсолдат".
Завершал первый этаж проект Вячеслава Ахунова, посвященный эмиграции,
- "Беженцы": старые ободранные чемоданы дизайна 50-60-х, с
различными наклейками среднеазиатского происхождения внутри крышки,
были наполнены песком, который, высыпавшись на пол, образовал барханы...
Второй этаж начинался с проекта Ерболсына Мельдибекова. Он развесил
по стенам традиционные узбекские блюда с восточным орнаментом. Дно каждого
из них представляла одну из многочисленных военизированных реалий сегодняшней
Средней Азии - автомат Калашникова, верблюды с ракетами на спине, старик
с тюрбаном из американского флага. На видео сам Ерболсын с тюбетейкой
на голове безропотно получал нескончаемые пощечины унижения. На этом
же этаже можно было увидеть серию увеличенных фоторабот Елены и Виктора
Воробьевых с зарешеченными в виде "солнечных" решеток окнами.
Дальше находился проект Шаарбека Аманкулова "Алтарь" с советскими
монетами и кыгрызскими асыками, фотографии Улана Джапарова и картины
Саида Атабекова, в которых орнамент камуфляжа образовывал условные узоры
"зимы" и "весны". В конце просмотра Вы упирались
в белизну соляного проекта Хакима Турдыева, посвященного Аралу.
На третьем этаже располагались фотоработы кыргизких фотохудожников и
видеофрагмент из фильма А. Божеевой "Homo Helius", посвященный
состоявшейся в 1991 году акции "Зеленого треугольника" - известной
алма-атинской группы.
На открытии выставки азиатские художники показали три перформанса -
Гульнары Касмалиевой, Молдакула Нарымбетова и "Мисс Азия"
дуэта ZITABL. Гульнара, облаченная в национальный камзол, играла на
кобызе, в то время как из ее длинных черных волос другая девушка на
ткацком станке ткала черное полотно. В конце перформанса обрывалась
музыка и разрывалась связь - Гульнара отрезала свои волосы и ткань осталась
незаконченной.
Молдакул в голубом шаманском костюме, с бахромой на рукавах показал
настоящее камлание - он обходил свой рояль танцующей и вкрадчивой походкой,
временами резкими движениями прикасаясь к синтезированному телу своего
инструмента "Восток-Запад". Маленький ребенок в зале громко
и отчаянно сказал - Je peore! (Я боюсь!) и мальчика вывели из зала.
А Молдакул продолжал свое камлание: схватив шаманский посох с торчащими
из него перьями, он грозно кружил вокруг инструмента, постукивал по
полу. Прикасаясь этим посохом к барабану и извлекая резкие звуки из
струн расположенных на хребте разъятого фортепьяно, он создавал свою
музыку, схожую по какофонии и диссонансу с авангардной музыкой. Финал
действия был завораживающим и состоял в игре с иглой-антенной, которую
Молдакул извлекал из своего войлочного головного убора. Игла - подарок
суфийского мастера - под действиями рук Молдакула, начинала таинственно
подпрыгивать и почти зависать в воздухе… Многим верилось, что это был
знак избранничества, связи с космосом - современного художника, одного
из немногих работающих в ключе поисков связи с корнями и традициями.
Ссылки по теме:
Азиатский прорыв [Ася
Нуриева]