5
апреля в Эрмитажном театре состоялась встреча с известной американской
художницей иранского происхождения Ширин Нешат. Программа встречи включала
лекцию о творчестве художницы, демонстрацию шести ее фильмов и обсуждение,
во время которого художница отвечала на вопросы присутствующих.
Перед показом видео-работ представляющая Нешат арт-критик Эмми Уиллок
обратила внимание присутствующих на несколько моментов. Во-первых, на
многозначный образ чадры, который является определяющим для понимания
места женщины в иранской культуре; во-вторых, на музыку соавтора Нешат
иранской певицы и композитора Сьюзан Дейхим, несущую гораздо большую
смысловую нагрузку, нежели простое звуковое сопровождение визуального
ряда; в третьих, на "эмоциональный и мистический уровень, раскрывающие
иной пласт" (Ширин Нешат), который может быть постигнут только
"телом". Последнее условие, до просмотра видео кажущееся фигурой
речи, реализовалось буквально: низкие звуки музыки Сьюзан Дейхим воспринимались
не только на слух, но и телом - через вибрацию пола, стен, кресел.
Первые три фильма "Turbulent" / "Беспокойный" (1998),
"Rapture" / "Восторг" (1999), "Fervor"
/ "Страсть" (2000) - это трилогия, тематически продолжающая
фотографические серии Ширин Нешат, сфокусированные на противопоставлении
"мужского" и "женского" в традиционном исламском
обществе. Во всех трех работах использовался одинаковый ход: два различных
видеоряда с единым саундтреком одновременно проецировались на два экрана,
расположенных напротив друг друга. На одном героем был мужчина ("Turbulent",
"Fervor") или мужское общество ("Rapture"), на другом
- женщина или несколько женщин. В Эрмитажном театре условие противопоставления
соблюдено не было - оба видеофильма проецировались одновременно на один
экран, и, таким образом, зрителю не предоставлялась изначально задуманная
автором возможность выбора, но появлялась другая возможность - сравнения.
При соположении видео-изображений восприятие различий обострялось: традиционность
и публичность мужского пения под инструментальный аккомпанемент - женская
импровизация, исполняемая без сопровождения лицом к пустому залу ("Turbulent");
крепость, лестницы и орудия, совместные действия мужчин и их борьба
- отсутствие строений, песок и вода, отсутствие контакта женщин друг
с другом, представляющих собой, скорее, просто спутниц, чем сложившееся
сообщество ("Rapture"). Сформировавшаяся благодаря первым
двум фильмам уверенность в непреодолимости границы между обществом мужским
и женским, в невозможности не предусмотренного традиционными правилами
контакта, разрушается третьим фильмом трилогии - "Fervor":
напряжение, возникшее между мужчиной и женщиной, которые обратили внимание
друг на друга по пути в мечеть, чувствовалось и во время прослушивания
назидательной притчи. Герой и героиня, сидя по разные стороны перегораживающей
зал стены, смотрели не столько на проповедника, сколько на перегородку,
отделяющую их друг от друга, как будто их глаза могли встретиться. И
когда женщина, не выдержав ожидания, поднялась и покинула зал, оказалось,
что и мужчина вышел в тот же момент. Страсть, сила влечения, показанная
минималистскими средствами, эмоционально захватывает зрителя, и главная
роль в создании напряженной, наэлектризованной атмосферы принадлежит
не музыке, как в других видео-работах, а изображению.
Из последующих трех фильмов один "Passage" / "Шествие"
(2001) - цветной. В этой работе показана похоронная процессия: мужчины,
несущие спеленутое белой тканью тело, идут по песчаной, каменистой земле.
Женщины, образовав своими телами круг, руками разгребают песок, поднимая
в воздух облака пыли. Образ круга дублируется дважды: девочка выкладывает
его из камней, в финале по кругу загорается пламя. Соавтором этого фильма
стал американский композитор-минималист Филипп Гласс. Его музыка вступает
в противоречие с визуальным рядом - патетика христианского перехода
в "жизнь вечную" контрастирует с восточным образом смерти,
с традиционным исламским похоронным ритуалом.
Заданные после просмотра видеопрограммы вопросы, касались, по преимуществу,
разницы между западным и восточным мировосприятием, противопоставление
"цивилизованного" мира (или мира, подверженного тотальной
глобализации) традиционному исламскому обществу. Отвечая на подобные,
скорее социально-политические, нежели художественные вопросы, Ширин
Нешат расказала, что ее творчество в Иране неизвестно. И хотя намерение
привезти и показать там свою видеопрограмму есть, она думает, что иранский
зритель может оказаться не готовым к восприятию ее художественного языка.
Соотечественники и единоверцы будут требовать от нее более четкого определения
собственной позиции: за ислам или против, за традиционные нормы поведения
для женщин или нет. Вряд ли их удовлетворит признание Ширин Нешат, сделанное
во время показа фильмов в Москве, что после 11 сентября она чувствует
себя по обе стороны баррикады - как американка и как мусульманка.
Ссылки по теме:
Ширин
Нешат: мои работы предлагают реалистичный образ наших обществ
[Елена Невердовская]