В
Музее Арктики и Антарктики в рамках фестиваля "Современное искусство
в традиционном музее" открылась выставка "Про полюс",
участниками которой стали студенты Института Про Арте. Предоставив молодым
художникам счастливую возможность продемонстрировать собственные произведения
их, тем не менее, в свободное плавание не пустили, и не дали возможности
собственными силами вступить в противоборство с враждебной окружающей
средой, каковой является "советский" музей. В спутники, а
точнее в руководители путешествия, операции или экспедиции, им были
даны командир - "старший художник" Ольга Киселева (медиахудожник,
Париж), и комиссар - искусствовед и критик Аркадий Ипполитов (Санкт-Петрбург).
Результатом стала демонстрация нескольких отдельных проектов, скорее
незаметно вкрапленных в материковую неприступность Музея Арктики и Антарктики,
нежели затронувших его непоколебимость. Аркадий Ипполитов, накрутивший
вокруг здания-церкви, музея и самого освоения арктического пространства
неимоверное количество мифов, почти превратившихся в плотный кокон,
предположил, что только "племя младое", "поколение пепси",
"love parade" сможет выйти из старого советского сюжета. Сможет
сделать миф покорения Арктики явлением сознания, а значит, уничтожить
его, превратив уже хоть в мифологию, хоть в коллекцию имиджей, пригодных
для проведения рекламных акций и веселых вечеринок. Эта утопия так и
осталась утопией - раскрученный пресс-справками имидж выставки оказался
гораздо интересней фактического ее решения.
Единственная работа, столь же, а, может, даже более незаметная, чем
все остальные проекты студентов Про Арте, размещенные под куполом Музея
Арктики и Антарктики, которая смогла ускользнуть из-под опеки начальников
"экспедиции" и отправиться в свободное плавание, - это "Станция
"Дрейф". Виртуальный человек на цифровой льдине" Кирилла
Романова, Валентина Тарасова, Ильи Пасака. Благодаря мгновенному прозрению
художников, их отождествлению себя с человеком, оторванным от Большой
Земли и выходящим на связь только по рации, радист Эрнест Кренкель получил
вторую жизнь и отправился в новый дрейф, но не в Арктике, а уже в Сети.
И не случайно именно эта работа, совершенно незаметная, невидимая до
тех пор, пока на нее не обратят внимания, вызвала столько споров во
время круглого стола, посвященного теме "Молодость и мифология".
В чем только авторов не обвинили - в отсутствии позиции, в отсутствии
радикального высказывания, в отсутствии собственно творческого решения.
Но, практически, на каждое критическое замечание, находилось возражение.
Спор вокруг "станции "Дрейф" вели куратор и фотограф
Дмитрий Виленский и московский медиахудожник Андрей Великанов, куратор
и культуртрегер Дмитрий Пиликин и Ольга Тобрелутс. Таким образом, спор
от "молодости и мифологии" сместился к проблеме "Полярностей
в искусстве", первоначально заявленной в качестве темы круглого
стола. Получилось, что уплывший от Полюса Кренкель, оказался единственным
живым/мифическим полярником в коллекции привнесенных художниками отмороженных
имиджей. Убедиться в этом нетрудно - достаточно выйти на личную
страничку Кренкеля в Сети и написать ему письмо.
Ссылки по теме:
Художественная
реконструкция частной жизни [Надежда Штиль]
Фестиваль по-петербуржски
- гарнир сложный [Надежда Штиль]
Художественное освоение
Арктики - это реально
Биография
художника - от "герМании" до "шаманских практик"
[Дмитрий Шолохов]
В Музее Достоевского
будет открыт музей лингво-акустической среды [Надежда
Штиль]
Музейный
телесериал [Надежда Штиль]
Тезисы
участников конференции "Искусство как вещественное доказательство"
[Максим Райскин]