Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

09.07.2002
Актуальное искусство

Вторая жизнь радиста-полярника
[Елена Невердовская]

"Дрейф" развернут на снежном столе. С момента высадки на полюс прошло всего 4 дня, но по всему чувствуется, что радист Кренкель привык к радиостанции, сроднился с неюВ Музее Арктики и Антарктики в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" открылась выставка "Про полюс", участниками которой стали студенты Института Про Арте. Предоставив молодым художникам счастливую возможность продемонстрировать собственные произведения их, тем не менее, в свободное плавание не пустили, и не дали возможности собственными силами вступить в противоборство с враждебной окружающей средой, каковой является "советский" музей. В спутники, а точнее в руководители путешествия, операции или экспедиции, им были даны командир - "старший художник" Ольга Киселева (медиахудожник, Париж), и комиссар - искусствовед и критик Аркадий Ипполитов (Санкт-Петрбург).
Результатом стала демонстрация нескольких отдельных проектов, скорее незаметно вкрапленных в материковую неприступность Музея Арктики и Антарктики, нежели затронувших его непоколебимость. Аркадий Ипполитов, накрутивший вокруг здания-церкви, музея и самого освоения арктического пространства неимоверное количество мифов, почти превратившихся в плотный кокон, предположил, что только "племя младое", "поколение пепси", "love parade" сможет выйти из старого советского сюжета. Сможет сделать миф покорения Арктики явлением сознания, а значит, уничтожить его, превратив уже хоть в мифологию, хоть в коллекцию имиджей, пригодных для проведения рекламных акций и веселых вечеринок. Эта утопия так и осталась утопией - раскрученный пресс-справками имидж выставки оказался гораздо интересней фактического ее решения.
Единственная работа, столь же, а, может, даже более незаметная, чем все остальные проекты студентов Про Арте, размещенные под куполом Музея Арктики и Антарктики, которая смогла ускользнуть из-под опеки начальников "экспедиции" и отправиться в свободное плавание, - это "Станция "Дрейф". Виртуальный человек на цифровой льдине" Кирилла Романова, Валентина Тарасова, Ильи Пасака. Благодаря мгновенному прозрению художников, их отождествлению себя с человеком, оторванным от Большой Земли и выходящим на связь только по рации, радист Эрнест Кренкель получил вторую жизнь и отправился в новый дрейф, но не в Арктике, а уже в Сети.
И не случайно именно эта работа, совершенно незаметная, невидимая до тех пор, пока на нее не обратят внимания, вызвала столько споров во время круглого стола, посвященного теме "Молодость и мифология". В чем только авторов не обвинили - в отсутствии позиции, в отсутствии радикального высказывания, в отсутствии собственно творческого решения. Но, практически, на каждое критическое замечание, находилось возражение. Спор вокруг "станции "Дрейф" вели куратор и фотограф Дмитрий Виленский и московский медиахудожник Андрей Великанов, куратор и культуртрегер Дмитрий Пиликин и Ольга Тобрелутс. Таким образом, спор от "молодости и мифологии" сместился к проблеме "Полярностей в искусстве", первоначально заявленной в качестве темы круглого стола. Получилось, что уплывший от Полюса Кренкель, оказался единственным живым/мифическим полярником в коллекции привнесенных художниками отмороженных имиджей. Убедиться в этом нетрудно - достаточно выйти на личную страничку Кренкеля в Сети и написать ему письмо.

Ссылки по теме:

Художественная реконструкция частной жизни [Надежда Штиль]
Фестиваль по-петербуржски - гарнир сложный [Надежда Штиль]
Художественное освоение Арктики - это реально

Биография художника - от "герМании" до "шаманских практик"
[Дмитрий Шолохов]
В Музее Достоевского будет открыт музей лингво-акустической среды [Надежда Штиль]

Музейный телесериал [Надежда Штиль]
Тезисы участников конференции "Искусство как вещественное доказательство" [Максим Райскин]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100