09.07.2002
Актуальное искусство
50 археологических коробок как повод для обвинения
[Анастасия Буданок, конференция "Искусство
как вещественное доказательство"]
Произведение Сьюзан Хиллер "После музея Фрейда" имеет к теме
обсуждения самое непосредственное отношение, но позволяет интерпретировать
ее в совершенно ином ключе. Это не мистификация и не компромат в чистом
виде, хотя имеет некоторые черты и того, и другого. Этот архив культурного
бессознательного разоблачает не вымышленную, а самую настоящую, реально
существующую культуру, и тем самым компрометирует каждого из нас как
субъекта и, одновременно, объекта этой культуры. Эта работа - "архив"
в самом публичном и самом интимном смысле этого слова.
Произведение "После музея Фрейда" состоит из 50 одинаковых
картонных коробок (археологических) - каждая из которых имеет название
и содержит объект, и образ (или текст). Коробки стоят в стеклянной витрине
на двух полках. Они открыты.
В качестве примера приведу одну из 50 коробок. Она называется "Cowgirl"
("Телка") и содержит в себе два фарфоровых молочника в форме
коровы и копию фотографии 19 века, на которой изображена девушка с пистолетом.
Девушка эта - известная бандитка, сфотографировавшаяся на память в компании
верного огнестрельного друга в те годы, когда фотопортреты только начинали
входить в моду. Молочники, бессознательно отождествляющие кухню с дойной
коровой, то есть, конечно, с женщиной, иногда в просторечье называемой
"телкой", дают показания в пользу феминисток, отчаянно пытающихся
преступить всем известный фрейдовский "Закон Отца".
Таким образом, объекты, предъявляемые художницей зрителю, оказываются
в роли "вещественных доказательств" и, кстати, в большинстве
своем не имеют никакой материальной ценности. На скамье подсудимых -
сама культура. Обвинение выносится на основании бессознательных культурных
высказываний, скрывающихся под видом предметов обихода, частных фотографий,
дешевых сувениров, игрушек, археологического и лингвистического мусора.
Эти "улики" выделены острым взглядом художницы из жизненной
массы для того, чтобы поставить под сомнение общепринятые версии происходящего.
Будучи конфискованными у жизни или, другими словами, изъятыми из контекста,
эти предметы создают новый контекст, который вызывает у каждого зрителя
поток индивидуальных ассоциаций, и делает его соучастником.
Подробнее о творчестве Сьюзан Хиллер можно прочитать в специальном
номере журнала Кабинет, посвященном совместному проекту Британского
Совета и Музея Сновидений Фрейда "Искусство Сновидений". Журнал
выходит в августе 2002 года в Санкт-Петербурге.
Ссылки по теме:
Художественная
реконструкция частной жизни [Надежда Штиль]
Фестиваль по-петербуржски
- гарнир сложный [Надежда Штиль]
Художественное освоение
Арктики - это реально
Биография
художника - от "герМании" до "шаманских практик"
[Дмитрий Шолохов]
В Музее Достоевского
будет открыт музей лингво-акустической среды [Надежда
Штиль]
Музейный
телесериал [Надежда Штиль]
Тезисы участников конференции
"Искусство как вещественное доказательство"
[Максим Райскин]