Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

09.07.2002
Актуальное искусство

50 археологических коробок как повод для обвинения
[Анастасия Буданок, конференция "Искусство как вещественное доказательство"]

Произведение Сьюзан Хиллер "После музея Фрейда" имеет к теме обсуждения самое непосредственное отношение, но позволяет интерпретировать ее в совершенно ином ключе. Это не мистификация и не компромат в чистом виде, хотя имеет некоторые черты и того, и другого. Этот архив культурного бессознательного разоблачает не вымышленную, а самую настоящую, реально существующую культуру, и тем самым компрометирует каждого из нас как субъекта и, одновременно, объекта этой культуры. Эта работа - "архив" в самом публичном и самом интимном смысле этого слова.
Произведение "После музея Фрейда" состоит из 50 одинаковых картонных коробок (археологических) - каждая из которых имеет название и содержит объект, и образ (или текст). Коробки стоят в стеклянной витрине на двух полках. Они открыты.
В качестве примера приведу одну из 50 коробок. Она называется "Cowgirl" ("Телка") и содержит в себе два фарфоровых молочника в форме коровы и копию фотографии 19 века, на которой изображена девушка с пистолетом. Девушка эта - известная бандитка, сфотографировавшаяся на память в компании верного огнестрельного друга в те годы, когда фотопортреты только начинали входить в моду. Молочники, бессознательно отождествляющие кухню с дойной коровой, то есть, конечно, с женщиной, иногда в просторечье называемой "телкой", дают показания в пользу феминисток, отчаянно пытающихся преступить всем известный фрейдовский "Закон Отца".
Таким образом, объекты, предъявляемые художницей зрителю, оказываются в роли "вещественных доказательств" и, кстати, в большинстве своем не имеют никакой материальной ценности. На скамье подсудимых - сама культура. Обвинение выносится на основании бессознательных культурных высказываний, скрывающихся под видом предметов обихода, частных фотографий, дешевых сувениров, игрушек, археологического и лингвистического мусора. Эти "улики" выделены острым взглядом художницы из жизненной массы для того, чтобы поставить под сомнение общепринятые версии происходящего. Будучи конфискованными у жизни или, другими словами, изъятыми из контекста, эти предметы создают новый контекст, который вызывает у каждого зрителя поток индивидуальных ассоциаций, и делает его соучастником.

Подробнее о творчестве Сьюзан Хиллер можно прочитать в специальном номере журнала Кабинет, посвященном совместному проекту Британского Совета и Музея Сновидений Фрейда "Искусство Сновидений". Журнал выходит в августе 2002 года в Санкт-Петербурге.


Ссылки по теме:

Художественная реконструкция частной жизни [Надежда Штиль]
Фестиваль по-петербуржски - гарнир сложный [Надежда Штиль]
Художественное освоение Арктики - это реально

Биография художника - от "герМании" до "шаманских практик"
[Дмитрий Шолохов]
В Музее Достоевского будет открыт музей лингво-акустической среды [Надежда Штиль]

Музейный телесериал [Надежда Штиль]
Тезисы участников конференции "Искусство как вещественное доказательство
" [Максим Райскин]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100