Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

11.04.2003
Выставки

Музей городской скульптуры усидит на 100 стульях
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

В музее городской скульптуры до 27 апреля можно увидеть выставку крошечных моделей работ знаменитых дизайнеров, частокол "приборов" их видения.

Филипп Старк (Philipp Starck)- W.W. StoolЭкспозиция вывезена из германского музея дизайна "Витра", где собрано около 200 образцов того, что уже оставили, или только намерены оставить перед тем, как "встать и уйти" все известные дизайнеры и архитекторы. Стул - всегда был своего рода местом, на который дизайнеры обрушивали весь груз своего творчества.
Схематично онтология стула представляет собой переходный и весьма затяжной период трансформации предмета первой необходимости- в предмет роскоши как таковой, затем - образец дизайна, на котором, скорее, человек выглядит атрибутом, чем наоборот. Об этом недвусмысленно заявляет загогулина Филиппа Старка, напоминающая больше вешалку, чем стул, рядом с которой человеческому телу остается быть только податливым плащиком.
Дизайнеры-материалисты отчетливо предпочитают культ среды культу человека, называя свои устройства машинами для сидения или прибором для сидения, то есть изначально передавая ему гораздо больше полномочий, чем может показаться. Например, "прибор" Колани (1972 год) позволяет посидеть на спинке, в которой точно также легко угадывается столик, если пользователь повернется к нему лицом. И Колани заставляет это сделать - отныне стул управляет человеком.
Чарльз Ренни Макинтош - Стул для HillhouseЭволюция стула напоминает собой эволюцию человека, только с точностью наоборот. Если первые стулья - горделиво выпячивают свои прямые спинки, говоря об устойчивости человека и его высоком предназначении (апогей - стул Чарльза Ренни Макинтоша 1903 года, со "спинкой-лестницей", в том числе, иерархической, которая освобождает стул предыдущих веков от излишних деталей, но не духовной возвышенности), то в дальнейшем последователи классических стульев все больше скукоживаются, скрючиваются, заземляются, закругляются в гофрированный рулон или же каучуковые выступы. Прислонившись хотя бы к одному из них, можно свободно болтаться, чувствуя себя в этой стихии не менее органично, чем предки по разуму. Экологические мотивы как машина времени для сидения.
Интеллектуальная линия дизайна выливается в скупые схематичные линии, которые превращают сидение в конструктивисткое кресло зубного врача (Ле Корбюзье), переплет железных прутьев Стеглетто (1983 год), делающие стул похожим на продуктовую коляску, киборг-конструкции (едва ли не вип-электрический стул), или же кресло-шараду, конструктор, развивающую игру.
Махонькие, расфасованные почти что по колбочкам, модели стульев напоминают собой искусственного человека, "гомунколоса", которого "вылупил" доктор Фауст по образу и подобию человека с одной стороны, но с другой - как будто бы в пику ему. Ведь оседлав шедевр, человек неизменно садится в лужу.

Ссылки по теме:
Ты есть то, на чем ты сидишь [Максим Райскин]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100