Смерть
Сергея Маслова случилась неожиданно и подстерегала его в момент, когда
он сам стерег галерею "Вояджер".
Обширный инфаркт прервал жизнь художника в разгар крутого пике его творческой
карьеры и сердце не выдержало.
Казалось, что все только начинается...
Опосредованной темой многих его произведений была смерть. Казалось,
он ждал ее, смеялся над ней, гримасничал и издевался. Последняя ему
этого так не простила.
Его знаменитые письма к Уитни Хьюстон, оставленные после "смерти",
исполнены великолепного остроумия . Реконструированная "Смерть"
Маслова на одном из "Парадов Галерей" с венком и старыми фотографиями
также внушали зрителю страх и невольно рождали вопрос: Зачем это он
так шутит?
Статья "Мертвые идут" впервые опубликованная в ХЖК тоже касалось
этой темы...
Многие его работы говорили то ли о предчувствии близкой своей смерти,
то ли о неосознанном призыве ее к себе. И никогда не знаешь, что первичней
- первое или второе.
Вспомнился Берлин и Масловская юрта - ракета и он, стоящий внутри нее,
весело произносящий прямо в объектив видеокамеры традиционный для космонавтов
отсчет: ... девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один
- п у с к !
Оставив снизу суету и копошение человеческих страстей, которые словно
на Ярмарке Тщеславия, приобретали порой слишком гротескный и неудобоваримый
характер, напоминая собой нехороший спектакль, режиссером которого был
тоже он, тот самый, Мюнгхаузен-Маслов (это к слову о поминках развернувшихся
в кафе, неподалеку от галереи "Вояджер"), ракета Маслова вознеслась
ввысь, к звездам, в черную бездну, которая при жизни наводила на него
трепет и которую в одном из своих проектов он освятил фонариком, свершив
таинственное путешествие в ночи, написав при этом:
"...Ночь. Мрачная и таинственная она пугает меня с рождения. Холодный
пот выступает на моем лбу, когда я догадываюсь, что придет ночь беззвучно
и неотвратимо.
Я не боюсь ночи. Я освещаю ее фонарем. Я пройду через ночь. Я нарисую
огненный рисунок в ночи. Этот свет нельзя остановить. Он результат движения
электронов. Он объективен. Он реален. Он у меня в руке, и я не один.
Я разгадал сущность и смысл человеческой жизни. Она знак, иероглиф непостижимого
текста. Я нарисую светом символ этого знака. Мы пойдем длинной цепочкой.
Затылок в затылок. У каждого в руке будет свой фонарик.
Для тех, кто пойдет на страшное, таинственное и романтическое приключение
- типа нашей жизни, повороты судьбы будут казаться случайными, а смысл
и финал они не поймут... И не стоит говорить им правды. Познание увеличивает
скорбь. Я знаю, как их увлечь.
Я нарисую на лице магические орнаменты и расскажу им волшебные истории,
я куплю им литр настоящей золотой текилы, я каждому подарю по фонарику
прекрасного дизайна.
...На мне не будет ничего из одежды. А внутри ничего, кроме Духа. Потом
мы уедем и все канет в забвение, и будет казаться, что все происходило
не с нами или не происходило вообще..."
В интервью для французско-немецкого телеканала "Арте" он сказал,
отвечая на вопрос занимается ли он преподаванием: "В настоящее
время я берегу силы, которых из-за болезни немного... Себя я хочу целиком
посвятить только своему искусству."
Он другом мне не был, учителем тоже, но именно в Берлине я ближе увидела
этого человека и поняла еще раз, насколько хрупка жизнь, тесен наш,
становящимся душным, художественный мирок.
Я увидела счастье в его голубовато-серых глазах и он мне показался,
в одну из наших весенних прогулок по городу, похожим на профессора Плейшнера
из "Семнадцати мгновений...", вырвавшегося на свободу, жадно
вдыхавшего этот пьянящий его воздух, и стоявшим, как выяснилось теперь,
так же, в двух шагах от смерти.
Ссылки по теме:
Художник Сергей Маслов
Из нереализованных проектов,
2001
Одинокий мужчина желает познакомиться