Вчера
был дан официальный старт открытого международного конкурса на проект
нового здания Мариинского театра. На церемонии председательствовал министр
культуры Михаил Швыдкой, выполняющий функции главного организатора конкурса.
Рядом с ним располагались художественный руководитель и директор Мариинского
театра Валерий Гергиев, губернатор Петербурга Владимир Яковлев и главный
архитектор Петербурга Олег Харченко. Но, несмотря на то, что у этих
четырех персонажей были самые длинные "партии", не они были
главными действующими лицами "представления", поэтому и сидели
где-то сбоку, чуть ли не в самом партере. Режиссер (или сценограф) спектакля
под названием "церемония официального начала конкурса" доминирующее
место на сцене отдал участникам соревнования и членам жюри - подлинным
главным героям значительного по своему масштабу события, которых было
настолько много, что они напоминали хор. Правда, этому хору в первом
акте, практически, так и не пришло выступить, как бы не хотел этого
"зрительный зал". Весь партер занимала пресса: журналисты,
телевизионщики, фотографы - они вели себя, как школьники на спектакле,
шумели, вскакивали с мест, пытались прорваться на сцену. Михаилу Швыдкому
даже пришлось, позабыв об имидже ведущего ток-шоу, исполнить роль классной
дамы: стучать кулаком, "размахивать указкой" - правда, это
было уже в самом конце "представления".
В начале же выступил маэстро Гергиев. Он сходу расставил акценты: Мариинский
театр - это такой же символ России, как и двуглавый орел, это мировая
звезда. И здание у него должно быть соответствующее, сочетающее "элегантное,
интересное архитектурное решение" и современный уровень технического
оснащения. Все должны знать, как выглядит Мариинский театр, узнавать
его в лицо - как оперный театре в Сиднее, который был построен незадолго
перед Олимпиадой. "Мало кто знает, насколько хорош в том театре
оркестр, каков дирижер и талантливы ли солисты, но здание театра знакомо
всем". Архитекторам, рискнувшим принять участие в конкурсе, Валерий
Гергиев пожелал разрешить доселе непоколебимую дилемму, которая неизбежно
стояла перед каждым, кто приближался к историческому центру Петербурга
со своими строительными планами. С одной стороны, нельзя разрушать однородность
исторического центра, с другой стороны, нельзя избегать новаторства.
"Нам не нужен полу-проект, нам не нужен проект-невидимка, давайте
рискнем и создадим объект достойный называться архитектурой XXI века".
(На это предложение быстрее всех откликнулся Эрик Моос, отвечая на вопрос
журналистов, он сказал: "Это просто заставляет нас сделать из ряда
вон выходящий объект", - по крайней мере, так дословно звучал перевод).
Губернатора Владимира Яковлева при внешнем согласии с художественным
руководителем и директором Мариинки волновало совершенно другое. В его
выступлении существенными были два момента. Губернатор предложил минимизировать
усилия: если Гергиев говорил о том, чтобы убить "двух зайцев"
(подразумевая решение архитектурное и техническое), то Яковлев посоветовал
"поймать одного, но таким образом, чтобы получить все". Второй
важный момент - это ответственность: "огромная ответственность
возложена на жюри, на группы архитекторов, а также на всех тех, кто
будет обсуждать вопросы, связанные с проектированием и строительством
второй сцены Мариинского театра, то есть, на нас с вами". Словно
следуя этой просьбе, практически, вся появившаяся на свет пресса, касающаяся
конкурса проектов, абсолютно ответственна, корректна и дипломатична.
Никакой отсебятины - все отчитались о количестве участников (11 - 5
российских и 6 иностранных), о составе жюри, и сообщили несколько цифр
- площадь, которая отводится под строительство нового здания, сумму,
выделяемую правительством России (100 млн. долларов), число зрительских
мест в новом зале, а также несколько дат - срок подачи проектов (12
мая 2003 года), дату открытия выставки конкурсных проектов (2 июня 2003
года) и дату объявления победителя (28 июня 2003).
Наименее образным и эмоциональным было выступление главного архитектора
Олега Харченко. Но это и не удивительно, так как он возглавил рабочую
группу, которая занималась в течение многих месяцев подготовкой всей
технической документации, необходимой для проектных работ. Его выступление
вернее назвать отчетом о работе и программой на будущее, конец которого
видится где-то в 2007 году (дата предположительного окончания строительства
второй сцены Мариинского театра и начала реконструкции первой).
Последнее слово было оставлено за министром культуры Михаилом Швыдким,
который, опять таки напоминая если уж не классную даму, то школьного
учителя, преподнес всем урок из истории. Он обратил внимание на то,
что последний открытый международный конкурс проводился в Советском
Союзе в 1931 году. Объектом был так называемый Дом Советов, который
предполагалось воздвигнуть на месте взорванного Храма Христа Спасителя.
Но вместо высотного Дома был построен бассейн, а на его месте - достославный
ХХС. Так вот, чтобы "такого не повторилось!" - чтобы на месте
Мариинки опять не оказалась та же "Мариинка". Такова мораль
поучительной истории Михаила Швыдкого.
Ссылки по теме:
Кто
платит, тот и заказывает музыку [Надежда
Штиль]
Каждый второй петербуржец
- в душе авангардист [Елена
Невердовская]
Архитектурный
ликбез [Елена Невердовская]
Пресса:
Звезды
сошлись на Мариинке [Елена Герусова, Алексей Ъ-Тарханов]
Театральный
роман [Вадим Нестеров]
Новое
здание Мариинского театра обойдется не менее, чем в 100 млн. долл.
Объявлен конкурс
на новое здание Мариинки [Юлия Кантор, Ольга Кабанова]
В Петербурге
объявлен международный конкурс на строительство нового здания Мариинского
театра [Анна Новак]
Участники конкурса:
Россияне: Андрей Боков (Москва) в паре с Олегом Романовым
(Санкт-Петербург), Юрий Земцов и Михаил Кондиайн (студия "Земцов,
Кондиайн и партнеры", Санкт-Петербург), Сергей Киселев ("Сергей
Киселев и партнеры", Санкт-Петербург), Марк Рейнберг, Андрей Шаров
(Рейнберг, Шаров. Архитектурная мастерская, Санкт-Петербург), Александр
Скокан ("Остоженка", Москва).
Иностранцы: Ханс Холляйн (Австрия), Эрик ван Эгераат (Нидерланды),
Доминик Перро (Франция), Эрик Оуэн Мосс (США), Арата Изодзаки (Япония),
Марио Ботта (Швейцария).
Жюри конкурса:
Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского
театра;
Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России;
Джозеф Кларк, технический директор "Метрополитен-опера";
Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных
наук, ректор Московского архитектурного института;
Билл Лейси, исполнительный директор архитектурной премии Притцкера;
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа;
Владимир Попов, президент петербургского Союза архитекторов, главный
архитектор ОАО "ЛенНИИ проект";
Вольф Д. Прикс, архитектор (Австрия);
Кристин Файрайс, директор международного форума современной архитектуры
Aedes-Berlin, советник министра культуры Германии по вопросам архитектуры;
Максимилиано Фуксас, архитектор (Италия);
Олег Харченко, главный архитектор Петербурга;
Колин Эмери, директор Британского отделения памятников архитектуры всемирного
значения.