В
Эрмитаже 16 сентября в 12.00 открывается выставка голландского художника-графика,
знаменитого автора парадоксальных математических мозаик Маурица Эшера.
В 1960-е годы, когда спорили "физики" и "лирики"
он был фигурой, объединяющей оба стана. В Советском Союзе Эшер, кстати,
стал известен именно благодаря своей научности - первую книжку на русском
языке о математическом голландце написал бывший инженер-энергетик, один
из авторов научно-популярного журнала "Знание - Сила", в настоящем
- журналист и фантаст Карл Левитин. Его "Геометрическая рапсодия"
появилась в 1984 году. Как раз к этому времени и относятся смутные воспоминания
"советских интеллигентов", возможно, будущих "российских
интеллектуалов" об Эшере. Достоверно имени художника никто не помнит,
но все начинают сразу понимающе кивать, едва стоит заговорить о его
рисунках.
К
середине 1980-х относится и момент знакомства петербургского фотографа
и художника Андрея Чежина. Впервые увидев каталог Эшера у художника
Александра Вяземского, он был ошарашен не представимым, бредовым пространством
голландца. Мир Эшера серьезно запал в сознание - фотограф начал думать,
как реализовать математические парадоксы средствами фотографии. Только
в 1996 году, работая над темой "Город-крест" с использованием
надетой на объектив маски, Чежин получил негатив с изображением, напоминающим
архитектурные гравюры странного художника, - с этого снимка начался
цикл "Пространство Эшера". Помимо воображения и знания геометрических
закономерностей, способов перевода многомерного пространства на плоскость,
Чежину потребовался объектив с несколькими масками, оставляющими доступным
для вспышки света только один незакрытый сегмент. Художник ходил по
городу и снимал три, четыре, пять раз один и тот же сюжет на единственный
кадр, всякий раз выбирая новую точку зрения, чтобы на негативе получился
целый круг. Конечный результат чаще всего был непредсказуем: иногда
орнамент, иногда архитектурные мотивы с лестницами, закручивающимися
по спирали, или кристаллические решетки. Последнее время, исчерпав,
практически все идеи, связанные с архитектурой, Андрей Чежин думает
о том, чтобы реализовать еще одно достижение Эшера - натюрморт, превращающийся
в пейзаж.
Ссылки по теме:
Математик на службе искусства [Елена
Невердовская]
Математические
мозаики [Елена Невердовская]