16.09.2003 Математик на службе искусства В
Эрмитаже открылась выставка Маурица Корнелиса Эшера, нового "старого
голландца". Не гения, но "парадоксов друга" - с нидерландской
тщательностью преподносящего ужас и тайны правильных форм. Свой среди чужих Зрители тоже были рады наконец-то увидеть настоящего Эшера. Но вовсе
не той радостью, что доставляет витальная живопись, льющийся с картин
небесный свет, покой, нега и томление, обещаемые пейзажами. Скорее,
радостью интеллектуальной - сухая графика математических форм удерживала
внимание и принуждала всматриваться в бесцветный рисунок до бесконечности,
одновременно обещая разгадку пространственных тайн и убеждая в ее невозможности.
Картинка ловила в сети лабиринта - взгляд повторял движение солдат,
идущих вниз по лестнице ведущей вверх, голова кружилась от неимоверных
ступенек, начинающихся у каждого порога. Мозаики, "Заполнение плоскости",
Эшер № 85, 86 и т.д. вводили в штопор, заставляли менять фокус зрения
столь часто, что будь на месте глаза оптический прибор, он наверняка
бы заглючил. Пост-советские метаморфозы Благодаря математическому, научному характеру своих работ, Эшер еще в 1960-х годах стал известен в Советском Союзе. В модном тогда споре "физиков" и "лириков", физики несколько выигрывали в свободе доступа к научной информации. Эшера увидели, полюбили и подняли на стяг в журнале "Знание - сила", читаемом всей советской творческой научно-технической интеллигенцией. И если председателю Фонда Эшера может показаться удивительным, что математического голландца в России знают столь хорошо, то всем остальным причины подобной осведомленности предельно ясны. Картинки Эшера в России на обложках модных умных книжек, в рекламных коллажах воспринимаются как понятные коды и, следовательно, эксплуатируются весьма часто. И, как это постоянно случается в советском и пост-советском мире, - без всякого разрешения владельцев. "Должно быть, это связано с местным законодательством об авторских правах", - задумчиво прокомментировал сложившуюся ситуацию председатель Фонда М. К. Эшера господин Виллем Ф. Фельдхейзен.
|
|
||||
ARTERIA.RU
- новостной проект агентства культурной информации "Артерия"
(с)
2024 |
||||