Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

17.03.2003
Актуальное искусство

"Паспорт" как продукт сотрудничества серьезного музея и Института ПРО АРТЕ
[Елена Невердовская]

Паспорт - первая выставка в цикле Штучек от Института Про Арте14 марта в Институте ПРО АРТЕ открылась выставка "Паспорт. Обмену советских паспортов посвящается", первая экспозиция из цикла "Штучки" - совместного проекта музея истории Петербурга и Института ПРО АРТЕ. Организаторы цикла выставок преследуют определенную цель: придать глубокий смысл и значение предметам обыденным, до полной незаметности, или незаменимость обычным, вещам настолько мелким, что никакой серьезный музей не стал бы помещать их в витрины залов, не рискуя своей репутацией.
С заверения в серьезности Государственного музея истории Петербурга и начал свою речь на открытии выставки директор Петропавловки Борис Серафимович Аракчеев. Он авторитетно заявил, что проект стал возможным только благодаря сотрудничеству серьезного исторического музея с таким несерьезным учреждением, как Институт ПРО АРТЕ. Если бы не эта институция, не отказывающая себе в удовольствии пошутить на тему, скажем, паспорта, то наслаждался бы созерцанием документов, квитанций и справок, пишущих машинок, носков, наусников и прочих необыкновенных "штучек" один Лев Лурье, блуждая по фондам в течение десяти-пятнадцати-двадцати и т.д. лет.
Причем здесь эти путешествия историка? Притом, что именно в то время, в тех стенах, среди житейского "хлама" нескольких веков зародилась у Лурье идея проекта "Штучки". Разделить радость со всеми - достойное желание. К сожалению, серьезный музей не отнесся с должным уважением к идее историка. Посетителю выставки "Паспорт" не дано вкусить от того же самого "пирога", что и Льву Лурье. Потому что подлинных документов в экспозиции только три, спрятаны они в стеклянный шкаф и совершенно теряются среди ярких большеформатных работ современных авторов, выигравших грантовый конкурс.
Если отвлечься от документальной составляющей выставки, а это сделать легко, так как она ничтожно мала, и отвернуться от постоянно кочующего по музеям, галереям идентификационного документа художника и издателя Михаила Карасика, то окажется, что "Паспорт" - это выставка трех проектов. Живописных портретов Олега Хвостова, видеопроект группы "Mak & Moses" (Петербург) и видеоинсталляция группы "Консерватор" (Нижний Тагил). Олег Хвостов написал портреты граждан Российской империи тех далеких времен, когда в документе, удостоверяющем личность, еще не было никаких изображений его владельца. Реконструировал, так сказать, утраченное, сохранил мгновенное для вечности. Остальные, напротив, постарались ничего не увековечивать, не изображать. Нижнетагильские "Консерваторы" подчеркнули, что все постоянно меняется - человек ни в какое мгновение не совпадает со своим отражением на фотографии, помещенной на документ. А группа "Mак & Moses" показала, что и документа нет и быть не может, так как государственная символика, утверждающая подлинность бумажных страничек сама подвластна бесконечным мутациям.
Из участников проекта "Штучки" остались в выигрыше не только авторы перечисленных выше трех проектов. Выиграл и Музей истории города. Как сказал Аракчеев, петербуржцы просто обрывают телефон и стоят толпой у порога, предлагая сдать собственные паспорта, утратившие ценность документа и приобретшие ценность музейного экспоната. Выиграл и некий чиновник, в один момент, что называется, проснувшийся знаменитым, - благодаря месту своей службы он является владельцем нового паспорта за номером первым. На открытии этот человек дал интервью всем заинтересованным телеканалам.
Но раз есть выигравшие, то имеются и проигравшие. Среди них, возможно, те из зрителей, которых увлекла предложенная организаторами оригинальная интрига. Они ожидают увидеть историческую экспозицию, а попадут на скромную выставку актуального искусства. Они мечтают об увлекательном путешествии в мир обыденных предметов, с пометками "на полях" от современных художников, а окажутся, нет, не у разбитого корыта, но, что равноценно, - у привычного "голубого экрана".

Ссылки по теме:
Cамоощущение художника в момент написания грантовой заявки [Максим Райскин]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100