Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

19.06.2002
Актуальное искусство

Письма мастера дзен мастеру фехтования
[Дмитрий Шолохов]

На сцене Театра Школа Драматического Искусства (Москва, Сретенка, дом 19) 22 июня в 21.00 в перформансе "Письма мастера дзен мастеру фехтования" объединятся Лаборатория погоды тела и звука "Узкий взгляд скифа", японский танцовщик Мин Танака, композитор Владимир Мартынов и музыканты - Татьяна Гринденко и ансамбль "Opus Posth". Осуществление этого представления стало возможно благодаря поддержке Театра Школа Драматического Искусства, Union Des Theatres De L`Europe, Центра Новой Музыки "Devotio Moderna", Культурного Центра "Дом".
Мин Танака (род. 1945 г.) в Хатиодзи, пригороде Токио. С 1966-го по 1973-й он изучал модерн-данс. С 1973-го по 1975-й начал разрабатывать собственные оригинальные танцевальные идеи, открывая значение тела и танца, основанного на импровизации. Он часто танцевал обнаженным, как в городском пространстве, так и на природе, объясняя это стремлением освободить тело от функционализма и конвенциональной эстетики.
С 70-х годов начал вести занятия по собственной танцевальной системе (Body Weather Workshop). В 1981 году создал группу "Маи-Дзюку", а в 1982 году стал одним из основателей экспериментальной площадки "Плэн-Би" ("Plan-B") в Токио. В 1982 вместе с участниками этой группы открыл "Ферму Погоды Тела" ("Body Weather Farm") в горном селе Хакушу, чтобы изучать происхождение танца через сельскохозяйственную жизнь. В 1988 году в сотрудничестве с художниками, архитекторами, музыкантами, театральными режиссерами, писателями, актерами и фотографами он был причастен к организации ежегодного фестиваля искусства "Artcamp Hakushu". В 1996 году Мин Танака разработал проект "Истоки танца на Земле" ("Dance Resources of Earth").
Мин Танака работал в тесном контакте с Тацуми Хидзиката, основателем и вдохновителем уникального направления в современном японском танце - Буто. Танака называет себя "законным сыном Тацуми Хидзиката"; они вместе поставили одну из лучших последних работ Хидзиката "Основание танца любви".
Владимир Мартынов (род. В 1946 г.) учился в Московской академии музыки (класс композиции и фортепиано). После окончания сразу же посвятил себя сочинению минималистской музыки. Он был организатором и участником авангардных фестивалей и работал в студии электронной музыки в музее Скрябина. В середине семидесятых Мартынов совершил радикальный переход от структурной утонченности серийной музыки к "новой простоте". "Пярт, Сильвестров и я одновременно и независимо друг от друга нашли разгадку", - говорит он.
В поисках "музыки своего народа" Мартынов объездил северную и центральную Россию, северный Кавказ, Памир, Таджикистан. То, что он нашел (услышал) дало начало абсолютно новому пониманию музыки. Владимир Мартынов занялся поиском в библиотеках рукописей, которые бы позволили реставрировать традицию древнерусского хорового пения. По этой теме композитор опубликовал несколько книг и вел курс в знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
Мартынов известен как один из ведущих композиторов позднейшего русского авангарда. Его музыкальные сочинения представляют собой некую целостность, в которой традиции востока и запада, духовное и мирское, фольклор и авангард сплавляются в новом синтезе. "Апокалипсис" Владимира Мартынова был заказан ему кафедральным собором в Майнце, его опера "Exercises and Dances of Guido" Евангелической академией Локума, и представлена на фестивале SACRO-ART-97. "Плач пророка Иеремии" Мартынова исполнялся в старинном соборе Авиньона. Премьера его "Requiem" состоялась на 14-м Фестивале барокко в Бад-Арольсере в 1999 году.
Татьяна Гринденко является одним из самых признанных в мире исполнителей на скрипке. В 1998 году совместно с Гидоном Кремером она выступала на зальцбурском Festspielwochen, в том же году - на берлинском Festwochen и в США.
В 1982 году Татьяна Гринденко основала "Московскую академию старинной музыки" - первый ансамбль музыки барокко в восточной Европе. Группа выступала и выступает во многих городах по всей Европе. Другой проект, в появлении которого Гринденко приняла участие - это ансамбль "Opus Posth", основанный совместно с Владимиром Мартыновым.
"Opus Posth" - российская музыкальная группа, в различное время исполнявшая "Magnificat", "Stabat Mater", "Canticum Fratres Solis", "Exercises and Dances of Guido", "Requiem", "Ночь в
Галиции" Мартынова, а также "Fratres", "Tabula Rasa" Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву" Гии Канчели.
Название "Opus Posth" - производное от "Opus Posthumum", обозначающего музыкальное произведение, опубликованное после смерти композитора. Идея, лежащая в основе музыкальной группы, заключается в том, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся старая музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке. Согласно Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом деле искажают и насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные решения.
В "посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика - участники коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием. Музыкальный опыт сродни ритуалу внутри "культурных канонов". Именно по этой причине лица исполнителей закрыты масками. Лицезрение их лиц отвлекло бы исполнителей и публику от "потока контекста" и таким образом разрушило бы саму основу исполнения. Музыка "Opus Posth" призвана продемонстрировать возможность отказа от общепринятых рамок и норм традиционного концерта.

Ссылки по теме:
Ретрансляция единого смысла [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100