На сцене Театра Школа Драматического Искусства (Москва, Сретенка, дом
19) 22 июня в 21.00 в перформансе "Письма мастера дзен мастеру
фехтования" объединятся Лаборатория погоды тела и звука "Узкий
взгляд скифа", японский танцовщик Мин Танака, композитор Владимир
Мартынов и музыканты - Татьяна Гринденко и ансамбль "Opus Posth".
Осуществление этого представления стало возможно благодаря поддержке
Театра Школа Драматического Искусства, Union Des Theatres De L`Europe,
Центра Новой Музыки "Devotio Moderna", Культурного Центра
"Дом".
Мин Танака (род. 1945 г.) в Хатиодзи, пригороде Токио. С 1966-го по
1973-й он изучал модерн-данс. С 1973-го по 1975-й начал разрабатывать
собственные оригинальные танцевальные идеи, открывая значение тела и
танца, основанного на импровизации. Он часто танцевал обнаженным, как
в городском пространстве, так и на природе, объясняя это стремлением
освободить тело от функционализма и конвенциональной эстетики.
С 70-х годов начал вести занятия по собственной танцевальной системе
(Body Weather Workshop). В 1981 году создал группу "Маи-Дзюку",
а в 1982 году стал одним из основателей экспериментальной площадки "Плэн-Би"
("Plan-B") в Токио. В 1982 вместе с участниками этой группы
открыл "Ферму Погоды Тела" ("Body Weather Farm")
в горном селе Хакушу, чтобы изучать происхождение танца через сельскохозяйственную
жизнь. В 1988 году в сотрудничестве с художниками, архитекторами, музыкантами,
театральными режиссерами, писателями, актерами и фотографами он был
причастен к организации ежегодного фестиваля искусства "Artcamp
Hakushu". В 1996 году Мин Танака разработал проект "Истоки
танца на Земле" ("Dance Resources of Earth").
Мин Танака работал в тесном контакте с Тацуми Хидзиката, основателем
и вдохновителем уникального направления в современном японском танце
- Буто. Танака называет себя "законным сыном Тацуми Хидзиката";
они вместе поставили одну из лучших последних работ Хидзиката "Основание
танца любви".
Владимир Мартынов (род. В 1946 г.) учился в Московской академии музыки
(класс композиции и фортепиано). После окончания сразу же посвятил себя
сочинению минималистской музыки. Он был организатором и участником авангардных
фестивалей и работал в студии электронной музыки в музее Скрябина. В
середине семидесятых Мартынов совершил радикальный переход от структурной
утонченности серийной музыки к "новой простоте". "Пярт,
Сильвестров и я одновременно и независимо друг от друга нашли разгадку",
- говорит он.
В поисках "музыки своего народа" Мартынов объездил северную
и центральную Россию, северный Кавказ, Памир, Таджикистан. То, что он
нашел (услышал) дало начало абсолютно новому пониманию музыки. Владимир
Мартынов занялся поиском в библиотеках рукописей, которые бы позволили
реставрировать традицию древнерусского хорового пения. По этой теме
композитор опубликовал несколько книг и вел курс в знаменитой Троице-Сергиевой
лавре.
Мартынов известен как один из ведущих композиторов позднейшего русского
авангарда. Его музыкальные сочинения представляют собой некую целостность,
в которой традиции востока и запада, духовное и мирское, фольклор и
авангард сплавляются в новом синтезе. "Апокалипсис" Владимира
Мартынова был заказан ему кафедральным собором в Майнце, его опера "Exercises
and Dances of Guido" Евангелической академией Локума, и представлена
на фестивале SACRO-ART-97. "Плач пророка Иеремии" Мартынова
исполнялся в старинном соборе Авиньона. Премьера его "Requiem"
состоялась на 14-м Фестивале барокко в Бад-Арольсере в 1999 году.
Татьяна Гринденко является одним из самых признанных в мире исполнителей
на скрипке. В 1998 году совместно с Гидоном Кремером она выступала на
зальцбурском Festspielwochen, в том же году - на берлинском Festwochen
и в США.
В 1982 году Татьяна Гринденко основала "Московскую академию старинной
музыки" - первый ансамбль музыки барокко в восточной Европе. Группа
выступала и выступает во многих городах по всей Европе. Другой проект,
в появлении которого Гринденко приняла участие - это ансамбль "Opus
Posth", основанный совместно с Владимиром Мартыновым.
"Opus Posth" - российская музыкальная группа, в различное
время исполнявшая "Magnificat", "Stabat Mater",
"Canticum Fratres Solis", "Exercises and Dances of Guido",
"Requiem", "Ночь в
Галиции" Мартынова, а также "Fratres", "Tabula Rasa"
Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву"
Гии Канчели.
Название "Opus Posth" - производное от "Opus Posthumum",
обозначающего музыкальное произведение, опубликованное после смерти
композитора. Идея, лежащая в основе музыкальной группы, заключается
в том, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся старая
музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской
музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке.
Согласно Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом
деле искажают и насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные
решения.
В "посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика
- участники коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием.
Музыкальный опыт сродни ритуалу внутри "культурных канонов".
Именно по этой причине лица исполнителей закрыты масками. Лицезрение
их лиц отвлекло бы исполнителей и публику от "потока контекста"
и таким образом разрушило бы саму основу исполнения. Музыка "Opus
Posth" призвана продемонстрировать возможность отказа от общепринятых
рамок и норм традиционного концерта.
Ссылки по теме:
Ретрансляция
единого смысла [Елена Невердовская]