Rambler's Top100

20.03.2002
Актуальное искусство

В зеркале зла
[Марта Юнг]

Гитлер как испорченный ребенок. Скульптура французского художника Алена Сеша<<--Гитлер как испорченный ребенок. Скульптура французского художника Алена Сеша
Скандалы, вокруг Еврейского музея в Нью-Йорке, похоже, становятся регулярными. С июня прошлого по январь нынешнего года музейщики были основными действующими лицами в истории с похищением эскиза "Над Витебском" Марка Шагала. В итоге картина при загадочных обстоятельствах была обнаружена среди невостребованных посылок в почтовом отделении канзасского города Топек и, казалось бы, страсти поутихли. Но в минувшее воскресенье в музее, расположенном на Манхеттене, открылась не вполне обычная выставка "Отражения зла: нацистская имажинерия / современное искусство" ("Mirroring Evil: Nazi Imagery/Recent Art"), внесшая свой вклад в укрепление "скандальной" репутации музея. Слухи о работах, представленных на ней, расползлись задолго до вернисажа: еще не открывшись выставка сделалась объектом самых критических высказываний в свой адрес. Как сообщает "Шпигель", лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель назвал ее ничем иным как "предательством" (вероятно, имея в виду позицию сотрудников музея). Другие характеристики варьировались от "скабрезности" и "извращенности" до "прославления зла". Кроме того, как сообщает Лента.ру, "у здания музея собралась примерно сотня пикетчиков, которые кричали "позор" и требовали немедленного закрытия выставки, опошляющей, по их мнению, трагическую тему".
Парадокс заключается в том, что по всем формальным признакам, "Отражения зла" - вовсе не является гиперрадикальным или маргинальным проектом. Как раз наоборот - это большая международная выставка, в которой принимают участие больше двадцати художников из восьми стран. Все ее участники среднего возраста - от 30 до 35 лет (таким образом, о Холокосте они знают только по книгам или кино), и, что интересно, только четверо из них евреи.
Концентрационный лагерь как детский конструктор. Работа поляка Збигнева ЛибераВпрочем, выставленные работы не столь стандартизированы как биографические данные участников. Американец Том Сэчес представил вниманию публики свой "Подарок из газовой камеры" - два газовых баллона из картона с логотипами Tiffany и Chanel, англичанин Мэт Колишоу - лайтбокс с романтическим названием "Жженый миндаль", живописующий самоубийство нацистов с помощью цианистого калия, а наибольшие страсти вызвал игрушечный макет концентрационного лагеря, выполненный в форме конструктора Lego - произведение польского художника Збигнева Либера.
Как утверждает куратор выставки Норман Клееблатт, целью выставки является вовсе не пощечина общественному вкусу, но демонстрация "коммерциализации и тривиализации ужасов нацизма в современном искусстве". Этому, кстати, посвящены не только работы художников, но и двадцать статей в каталоге выставки, объясняющих "терапевтический" характер выставленных произведений. А также тот, вероятно, весьма сомнительный для жертв Холокоста факт, что "однозначное" зло, становясь объектом рефлексии, теряет свою инфернальность и в пределе может оказаться предметом восхищения. Об этом же пишет и "Village Voice", называющий в своей статье работы художников клапаном откуда доносятся голоса нового, не страдавшего поколения, которое переворачивает представления о зле и виновнике и способно освободиться от терроризма и других форм уничтожения себе подобных.
Жертвы Холокоста вряд ли способны по достоинству оценить эти азы психоаналитики. Так Менахем Розензафт, основатель международного сообщества детей, переживших Холокост, склонен сравнивать некоторые произведения с гипотетическим проектом водружения на восстановленные башни Мирового Торгового центра статуи Осамы бен Ладена (речь идет, главным образом, о присутствующих на выставке бюстах и скульптурах врача Йозефа Менгеле, проводившего опыты над людьми в нацистских лагерях). Самоубийство в бункере. Мэт Колишо "Жженый миндаль". Инсталляция в лайт-боксе.
Дабы уберечь тех, кому уже не суждено забыть свое прошлое, для работ, подвергшихся наибольшей критике, руководство музея предоставило отдельное помещение. На входе в него висит уведомление, о том, что произведения, расположенные в этих залах "подверглись осуждению со стороны жертв Холокоста": утешение небольшое, зато какая продуманная PR-компания.
Самоубийство в бункере. Мэт Колишоу "Жженый миндаль". Инсталляция в лайт-боксе.

Ссылки по теме:

Максим Райскин "Марк Шагал между политикой и искусством" - душераздирающая история похищения
Марта Юнг Похищенный этюд Шагала нашел почтальон
Выставка в Еврейском музее Нью-Йорка возмутила переживших Холокост [Lenta.ru}



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100