В
галерее "Валенсия" открылась выставка Сергея Волкова (1955
- 1994) - мало известного петербургского художника, оставшегося вне
художественных течений и групп, - несмотря на то, что его творчество
пришлось на период конца 80-х - начала 90-х годов, характеризующийся
зарождением новых движений и появлением различных творческих образований.
Сергей Волков-дизайнер, закончивший художественно-промышленное училище
им. Мухиной и работавший на фабрике "Красная заря", не совпадал
с Волковым-художником, автором личного, замкнутого мира. Его графика
- это не работы дизайнера, в которых главными всегда остаются формальные
стороны, а произведения, скорее, даже традиционные, чем авангардные,
но, тем не менее, свидетельствующие о наличии другого пространства и
времени.
Выставку "Домашнее музицирование" условно можно разделить
на две части. В одной представлены выполненные гуашью работы и отдельные
графические произведения, во второй - графическая серия "Детский
альбом", листы которой сопровождают ноты этюдов Вячеслава Гайворонского
из одноименного музыкального альбома.
Детские воспоминания и фантазии, попытки сохранить хоть какие-то следы
ускользающего прошлого стали содержанием этой серии, рассчитанной на
встречу со зрителем не в пространстве выставочного зала, а в камерной
атмосфере дома - так, как обычно рассматривают старые фотографии, рисунки,
письма, одним словом, архив близкого человека. О времени говорит не
только изображаемое, но и техника, сами используемые материалы, о которых
тоже остались одни воспоминания. Например, картон для детских работ.
Его цветную глянцевую поверхность можно было изменять различными способами:
не повреждая глянцевого покрытия, обесцветить ластиком или втереть пальцем
масляную краску; срезать, обнажая плохо проклеенные шершавые слои, наносить
иглой тонкие линии или вырезать изображения скальпелем, заполняя затем
открывшиеся участки рыхлой бумаги краской. В результате на листе картона
небольшого формата - в половину альбомного листа - появлялся мир, живущий
по своим собственным законам: освещение не было связано с непременными
источниками света, пространство не было эвклидовым, прямолинейным, предметы
и персонажи казались одновременно и призрачными и реальными. Но одно
было несомненно - были соблюдены законы соразмерности. Этот мир мог
возникнуть только на листе такого размера. И прав был Гайворонский,
заметивший на вернисаже, что сделанные в Америке увеличенные копии не
соответствуют оригиналам. Мир Волкова на них оказывается разрушенным
- вместо "Детского альбома" появились просто картинки для
детской.
О художнике