Сегодня
в Русском Музее состоялась пресс-конференция, посвященная возвращению
украденного рисунка Марка Шагала "Старый Витебск" на место
своего постоянного хранения. Эскиз был украден в июне прошлого года
с вернисажа в Еврейском музее в Нью-Йорке, вор так и не был найден,
однако картина, как "Артерия" уже сообщала, была обнаружена
одним из почтовых служащим в одной из невостребованных посылок в канзасском
городе Топик.
Сегодняшнее мероприятие в Русском Музее, посвященное этой загадочной
краже и не менее загадочному ее возвращению, не прибавило ясности в
отношении того, кем и с какой целью была украдена картина.
"Старый Витебск" принесли на пресс-конференцию в специальном
металлическом кейсе и водрузили на мольберт. Картинка маленькая - всего
19,5 на 25 сантиметров, и Марк Шагал, наблюдая с небес за полусотней
журналистов, с остервенением щелкающих затворами фотокамер и лихорадочно
записывающих что-то в блокноты, вероятно, испытывал чувство крайнего
изумления.
Ведущий пресс-конференцию директор Русского Музея Владимир Гусев ограничился
констатацией того факта, что картина, принадлежащая частному лицу, но
находящаяся на хранении у музея, наконец, вернулась в родные пенаты.
Подлинность ее, по возвращении, была удостоверена сотрудниками музея,
хозяином и рентгенографическим анализом, так что можно не сомневаться
- это тот самый Шагал, который был в свое время отправлен в на выставку
в Америку.
Комментировать, какая из версий похищения является наиболее вероятной,
Гусев отказался, мотивируя это тем, что не хочет заниматься домыслами.
Напомним, на стадии расследования разрабатывались три версии. "Немецкий
след" - в одном из анонимных писем, поступивших в Еврейский музей
после похищения, утверждалось, что картина находится в одном из бывших
особняков любителя "трофейного искусства" Германа Геринга.
Вторая версия, выдвинутая следствием, заключалась в том, что эскиз был
украден человеком, пришедшим на вечеринку по поддельной журналистской
карточке. Третья "ближневосточная версия", самая фантастичная,
основывалась на письме некоего "Международного комитета за искусство
и мир", поступившем в Еврейский музей в конце августа 2001 года,
где говорилось, что картина похищена активистами комитета, и будет возвращена
только тогда, когда будет установлен мир на Ближнем Востоке. Несмотря
на то, что поисками пропавшего эскиза занимались ФБР, американская полиция,
частное детективное агентство, нанятое страховой компанией, и даже русское
ФСБ, ни одна из версий в ходе расследования не подтвердилась.
На пресс-конференции в явной или завуалированной форме прозвучали другие
версии похищения, что называется додуманные журналистами. Одна из них
заключалась в том, что картина была похищена с целью сделать копию,
или даже, что кража " Старого Витебска" - это лишь скрытая
PR-компания Еврейского или Русского музеев. С не меньшим успехом можно
было бы, кстати, предположить, что эскиз был украден "на спор"
или в состоянии алкогольного опьянения (без всякой задней мысли) одним
из участников вернисажа, а затем в состоянии похмельного синдрома был
отправлен по почте в пресловутый Топик с одним желанием - избавиться
от головной боли. Комментировать эти версии было бы по меньшей мере
странно, поэтому Гусев ограничился констатацией того факта, что подлинность
картины удостоверена экспертами, а что касается PR-компании, то кому
она такая нужна.
В общем, тайна похищения так и осталась неразгаданной, что, впрочем,
придало еще больший шарм истории этого "бескровного" похищения.
Ссылки по теме:
"Марк Шагал между
политикой и искусством" [Максим Райскин]
Похищенный этюд Шагала
нашел почтальон [Марта Юнг]
Этюд Марка Шагала возвращается
в Русский музей [Елена Невердовская]
Самое "бескровное"
похищение в истории русского искусства [Максим Райскин]