Вообще,
Филипп Старк не столько дизайнер, сколько художник. Не дизайнерское
это дело - создавать антидизайн, а Старк вот создает. Александр Боровский,
руководитель отдела новейших течений Русского музея, на открытии позволил
себе поиграть словами - дескать, Старк-суперстар . И действительно -
силу вещей, старость вещей, ненужность и взаимозаменяемость - вот что
показывает Старк.
Дизайнер, нарушая традиции, не выпячивает, а скрадывает подлинную функцию
вещи, заставляя действительно к ней присмотреться, найти ее предназначение,
а не просто небрежно скользнуть взглядом-обывателем. Поэтому бесформенные
бруски, небрежно валяющиеся на дне чемоданчика, напоминающие или пресс-папье,
или просто продукт индустриального распада, оказываются, например, моделями
реально построенных домов, усеченный конус-монолит - радиоприемником
крошечный столик - один в один совпадает с только что виденным в другом
чемодане футлярчиком для зубной щетки. Так Старк борется за равноправие
вещей, сводя к одному размеру, смыслу и принципу телевизоры, дома, столы.
Эту же мысль он доносит созданием самой, по его мнению, униженной и
оскорбленной вещи - зубочистки, а также щетки для чистки унитаза. Вообще,
по словам Филипа, самая большая его мечта - получить заказ на щетки
для туалета. Кажется, так он хочет привлечь внимание к простейшим элементам
быта, что называется сделать ему пиар.
Для того чтобы состряпать очередную вещицу, Старк может отправиться
в магазин, купить там складной стульчик, сделать на нем прорезь и счесть
собственным изобретением. Во время разговора с режиссером Вимом Вендерсом
- вдохновиться его способом работы (стоя) и тут же изобрести подпорку
для задницы , совершенно бесполезную и даже неудобную вещь, что Старк
прекрасно сознает. Зато она совершенно безвредная , - комментирует он
в том числе и появление предмета Les Ministres, представляющего загадку
даже для него самого, - оранжевая форма с вытянутыми наконечниками.
Глядя на вещи, беспощадно высвеченные направленным светом, кажется,
что перед тобой замаринованные уродцы, микробы, бактерии или грибки.
Пора признать, что вещи все больше проникают в нас , - объясняет Старк
природу вещей, показывая под одной из ламп протез руки, такой же нелепой
и искусственной, как и модель его автомобиля, простого и неповоротливого.
Зато который, по замыслу Старка, своим антидизайном может нарушить то,
что портит мир. То есть скорость, богатство, престиж и власть.
Источник: газета "Деловой
Петербург" 14 июня 2002 г.
Ссылки по теме:
Чемоданчик
тщеславия Филиппа Старка [Марта Юнг]