Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

27.06.2003
Новости культуры

Кто споет Мариинке национальную идею?
[Максим Райскин, "Вечернее время"]

Проект -  Ван Эгерат (Van Egeraat)Вопрос о том, быть или нет новому зданию Мариинки, решен в пользу быть.
Об этом недвусмысленно свидетельствуют одиннадцать архитектурных проектов, выставленные до недавнего времени в залах Академии художеств. Теперь остается решить каким.
Одиннадцать проектов - плод четырехмесячного труда пяти русских и шести иностранных архитектурных студий. Среди иностранцев - только звезды и суперзвезды. К последним относятся японец Арата Исодзаки, австриец Ханс Холляйн и ученик Ле Корбюзье и Луиса Кана швейцарец Марио Ботта. Во втором, но тоже звездном, эшелоне - француз Доминик Перро, голландец Эрик ван Эгерат и практически прописавшийся в Питере американец из Калвер Сити Эрик Оуэн Мосс. Сбылась мечта Гергиева, "есть из чего выбирать". Сделать это будет тем более сложно, ведь строить собираются не новую сцену для Мариинки, но - национальную идею.
Иностранцы это понимают и стараются соответствовать. Каждый по-своему, разумеется. Супрематическую модель новой России от Арата Исодзаки, на разных уровнях, в разных плоскостях рассекают разноцветные палубы - красная, желтая, синяя, черная - аллюзия на архитектоны Малевича. Четыре золотых перста ангела с хаотически прорезанными в них окошками держат белое как невеста здание у Эрика ван Эгерата.

Политический гарнир
Проект - Арата Исодзаки (Arata Isodzaki)Русские, по рождению, национальным особо не заморачиваются. Доказать им надо совсем другое. Стараясь соответствовать международным стандартам, они как от нечистой силы открещиваются от творческих амбиций, принося их в жертву практичности и функциональности. На выходе получаются сооружения чем-то неуловимо, но неизбежно смахивающие на супермаркеты, кинотеатры 70-х годов или гостиницу "Москва". Не спасают ни интерьеры без четвертой стены, ни многосветные фойе, ни стеклянные крылья, ни навес над улицей Декабристов. Редкое, но не слишком радикальное, исключение - проект московского НИИ "Моспроект-4" со стеклянной, сложно изогнутой крышей и длиннющим пандусом, ведущим от сохраненного фронтона ДК Связи аж на Театральную площадь.
На этом естественном среднерусском фоне даже функционалистические конструкции Марио Ботта, вызвавшие волну критики при строительстве Teatro Alla Scalo в Милане, смотрятся вызывающе. Что уж говорить, о преданных анафеме стеклянных "мешках с мусором" от Эрика Мосса или золотом аксонометрическом слитке, в который поместил новую сцену, Доминик Перро.
Вышеописанное, понятно, - лишь внешний антураж. Для оперы вещь немаловажная, но теряющая всякий смысл при отсутствии акустики. У большинства иностранцев этот опыт есть. Русские скрупулезностью и точностью не страдают, но, как сказал Гергиев, у них есть размах. В стране, занимавшей не так давно одну шестую часть суши, талантов, как известно, пруд пруди. Поэтому художественного руководителя Мариинки не удивит, если жюри сделает выбор в пользу русского проекта. Даже если это пойдет в разрез с давней национальной традицией приглашать для строительства новой оперы заезжих архитекторов.

Ссылки по теме:
В такой архитектуре есть что-то безнадежное [Максим Райскин] - короткая версия текста в газете "Вечернее время"
Последняя пятилетка [Максим Райскин] - интервью с директором ДК "Первой Пятилетки" в газете "Вечернее время"
Опера на всю катушку[Максим Райскин]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100