Вопрос
о том, быть или нет новому зданию Мариинки, решен в пользу быть.
Об этом недвусмысленно свидетельствуют одиннадцать архитектурных проектов,
выставленные до недавнего времени в залах Академии художеств. Теперь
остается решить каким.
Одиннадцать проектов - плод четырехмесячного труда пяти русских и шести
иностранных архитектурных студий. Среди иностранцев - только звезды
и суперзвезды. К последним относятся японец Арата Исодзаки, австриец
Ханс Холляйн и ученик Ле Корбюзье и Луиса Кана швейцарец Марио Ботта.
Во втором, но тоже звездном, эшелоне - француз Доминик Перро, голландец
Эрик ван Эгерат и практически прописавшийся в Питере американец из Калвер
Сити Эрик Оуэн Мосс. Сбылась мечта Гергиева, "есть из чего выбирать".
Сделать это будет тем более сложно, ведь строить собираются не новую
сцену для Мариинки, но - национальную идею.
Иностранцы это понимают и стараются соответствовать. Каждый по-своему,
разумеется. Супрематическую модель новой России от Арата Исодзаки, на
разных уровнях, в разных плоскостях рассекают разноцветные палубы -
красная, желтая, синяя, черная - аллюзия на архитектоны Малевича. Четыре
золотых перста ангела с хаотически прорезанными в них окошками держат
белое как невеста здание у Эрика ван Эгерата.
Политический гарнир
Русские,
по рождению, национальным особо не заморачиваются. Доказать им надо
совсем другое. Стараясь соответствовать международным стандартам, они
как от нечистой силы открещиваются от творческих амбиций, принося их
в жертву практичности и функциональности. На выходе получаются сооружения
чем-то неуловимо, но неизбежно смахивающие на супермаркеты, кинотеатры
70-х годов или гостиницу "Москва". Не спасают ни интерьеры
без четвертой стены, ни многосветные фойе, ни стеклянные крылья, ни
навес над улицей Декабристов. Редкое, но не слишком радикальное, исключение
- проект московского НИИ "Моспроект-4" со стеклянной, сложно
изогнутой крышей и длиннющим пандусом, ведущим от сохраненного фронтона
ДК Связи аж на Театральную площадь.
На этом естественном среднерусском фоне даже функционалистические конструкции
Марио Ботта, вызвавшие волну критики при строительстве Teatro Alla Scalo
в Милане, смотрятся вызывающе. Что уж говорить, о преданных анафеме
стеклянных "мешках с мусором" от Эрика Мосса или золотом аксонометрическом
слитке, в который поместил новую сцену, Доминик Перро.
Вышеописанное, понятно, - лишь внешний антураж. Для оперы вещь немаловажная,
но теряющая всякий смысл при отсутствии акустики. У большинства иностранцев
этот опыт есть. Русские скрупулезностью и точностью не страдают, но,
как сказал Гергиев, у них есть размах. В стране, занимавшей не так давно
одну шестую часть суши, талантов, как известно, пруд пруди. Поэтому
художественного руководителя Мариинки не удивит, если жюри сделает выбор
в пользу русского проекта. Даже если это пойдет в разрез с давней национальной
традицией приглашать для строительства новой оперы заезжих архитекторов.
Ссылки по теме:
В
такой архитектуре есть что-то безнадежное [Максим Райскин] - короткая
версия текста в газете "Вечернее время"
Последняя
пятилетка [Максим Райскин] - интервью с директором ДК "Первой
Пятилетки" в газете "Вечернее время"
Опера на всю катушку[Максим
Райскин]