30
декабря в Мариинском театре состоится историческое событие - премьера
оперы Рихарда Вагнера "Гибель богов" (дирижер Валерий Гергиев,
режиссер Владимир Мирзоев, художник Георгий Цыпин) завершит первую в
России с момента Октябрьской революции постановку тетралогии "Кольцо
нибелунгов". Предыдущие части тетралогии были поставлены ранее:
"Золото Рейна" 24 мая 2000 года, "Валькирия" 19
июня 2001 года, "Зигфрид" 25 декабря 2002 года.
Оперы Вагнера - один из ингредиентов петербургского мифа. Уже в 1863
году композитор и критик Александр Серов восторженно приветствует появление
"Кольца нибелунгов" и дает его подробный анализ - приветствует
и анализирует практически авансом, имея в руках лишь текст либретто
и клавир "Золота Рейна", первой части тетралогии (другие на
тот момент не были завершены). Чуть снижает пафос Чайковский, отправившийся
в качестве корреспондента "Русских ведомостей" на первый фестиваль
в Байрейт в 1876 году. "Это - музыкальная Д е м ь я н о в а у х
а, которая очень скоро порождает ощущение пресыщенности", - завершает
он вполне, в общем-то, доброжелательный анализ "Нибелунгова перстня".
Серебряный век упивается Вагнером.
Стояли холода, и шел "Тристан".
В оркестре пело раненое море...
- так начинается сюжет цикла Кузмина "Форель разбивает лед".
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный
- пишет Блок, услышав "Парсифаля". Месяцем раньше написано
стихотворение "Валкирия"; Зигфрид, Нотунг, Миме - вагнеровские
образы наполняют вступление к поэме "Возмездие". "Да,
кто-то из нас был Вотаном; и кто-то, наверное - Зигфридом; явно - в
Л. Д. проявлялись отчетливо жесты Валькирии" - так причудливо выглядят
воспоминания Андрея Белого о совместных с Блоками посещениях театра.
Как раз в эти годы (1907-10) Мариинский театр ставит оперы тетралогии
одну за другой. "Подобные представления мог позволить себе лишь
образцовый оперный театр", - с гордостью отмечает директор Императорских
театров Теляковский.
В 1918 году Блок в статье "Искусство и революция" утверждает:
"Когда начинает звучать в воздухе Революция, звучит ответно и Искусство
Вагнера". Через пять лет ему возразит нарком Луначарский: "Дело
социалистического освоения Вагнера - чрезвычайно тонкое дело. Горе тому,
кто обеднит мир, перечеркнув Вагнера цензорским карандашом. Горе тому,
кто впустит этого хитрого волшебника, этот талант, заболевший дурной
болезнью, в наш лагерь и кто позволит чумному титану, как Альманзору
в известном стихотворении Гейне, прижаться своими устами к лицу молодой
пролетарской культуры".
В дальнейшем чумному титану все реже удавалось прижиматься устами к
лицу пролетарской культуры, хотя еще в 1933 году шла речь о постановке
"Кольца". В 1940 году в порядке культурного обмена союзников
по пакту Молотова-Риббентропа в Большом театре Эйзенштейном была поставлена
"Валькирия". Еще неведомым образом в Москве в 80-е годы появилось
"Золото Рейна" - видимо, как наименее реакционная из частей
"Кольца". Остальные оперы исполнялись лишь во время гастролей
зарубежных театров.
Начиная с 90-х годов оперы Вагнера возвращаются на сцену Мариинского
театра. Поставлены "Парсифаль", "Летучий голландец",
"Лоэнгрин". Теперь к ним присоединяется и первая за многие
годы постановка всей тетралогии, осуществленная Валерием Гергиевым.
Однако петербургское "Кольцо" на этом не замыкается, а лишь
завершает первый виток спирали. "Зигфрида" и "Гибель
богов" поставили режиссер Владимир Мирзоев и художник Георгий Цыпин.
Им же к лету 2003 года предстоит заново воплотить "Золото Рейна"
и "Валькирию", которые ныне существуют в невыразительных постановках
Иоханнеса Шаафа и Готфрида Пильца. А после этого, по идее, можно приняться
и за "Тристана" с "Тангейзером".
Ссылки по теме:
"Мастер и Маргарита"
в сценографии немецкого художника [Надежда Штиль]
Опера "Мастер
и Маргарита" как продукт работы воображения [Елена
Невердовская]