Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

30.04.2004
Выставки

Есть страна такая
[Марта Юнг]

Goblin. Фото: Александр ГронскийЕсть страна такая. Германия называется. Все про нее слышали, но никто не видел. А если даже и видели, то все равно это недоказуемо. А если даже доказуемо, то на доводы Ваши все равно никто внимание обращать не будет. Потому как у нас и без того проблем хватает внутриполитических.
Населяют ее немцы, названные так по двум причинам. Первая, потому что они - это не мы. А вторая, потому что лет четыреста лет назад ни мы их, ни они наш язык не понимали, а потому было принято считать их за глухонемых.
За последние триста лет, разумеется, многое изменилось. Было даже время, когда дети были обязаны изучать их язык, дабы уметь объясняться с вероятным противником. И хоть сейчас это дело прошлое, до сих пор считается особым шиком на каком-нибудь дипломатическом приеме щегольнуть не только знанием восточных единоборств, но и немецкого языка на школьном уровне.

Антиподы

Екатерина Андреева. Фото: Михаил БорисовВ народе у нас к немцам отношение сложное. Они - чуть ли не воплощение всех возможных пороков, которые только может представить обитатель страны, занимающей одну шестую часть суши. Во-первых, чисто статистически их земли составляют от силы два процентов наших, что явно недостаточно для того, чтобы называться Великой страной. Во-вторых, немцы пунктуальны, трудолюбивы и неспособны в тридцатиградусный мороз спать голыми на снегу или выпить, не отходя от стойки, два литра водки и четыре бутылки коньяка "Арарат".
Третье, и самое главное. Немецкий язык непонятен для нашего уха, посему особого желания изучать его не возникает. Скорее мы готовы воспринимать его с точки зрения репрессивной мелодики, обусловленной опять же исторически. Допустим, кондуктор в автобусе объявляет: Die nachste Haltestelle ist …, а у нашего туриста от этих слов мороз по коже - ему то кажется, что самое логичное действие в такой ситуации встать и вытянуть руки по швам. Впрочем, практически каждый сызмальства знает словарный минимум, на котором (меняя порядок слов) можно объясняться практически на любую тему: Гутен морген. Ахтунг, панцер. Данке. Хальт, хендехох геноссе. Шнель. Гут. Шайсе, швайне, шнапс, битте. Нох айн маль. Ауфидерзейн.
Перечислять недостатки можно и дальше, но на полный перечень уйдет столько же времени, сколько потребовалось Брокгаузу и Эфрону на составление любимого русского энциклопедического словаря. Неудивительно поэтому, что мы считаем немцев своими антиподами, и первое, что делаем, оказавшись У НИХ - отправляемся на Унтер-ден-Линден, дабы почувствовать себя в шкуре дедушки, прорывающегося на Т-34 к пылающему Рейхстагу.

Антитезис

С другой стороны, ну не китайцы же мы, в самом деле. В глубине души мы немцев любим как, впрочем, и все, что имеет хоть малейшее отношение к Западу, а не к Югу или Востоку. Вышеперечисленные недостатки в этом случае, превращаются в достоинства, способные выправить или даже предотвратить все коленца и вывихи отечественной истории. В мифологии новейшего времени, немцы предстают как такие Уберменши, творящие невозможное. О чем, кстати, недвусмысленно говорят народные приметы. Если ты веришь в победу своей национальной сборной на чемпионате мира по футболу, значит ты - либо сумасшедший, либо - немец.
Недостатки/достоинства немцев выгодно выделяют их на фоне других наций. Они не такие "простые", как американцы, не такие самовлюбленные, как французы, лишены английской чопорности, итальянского панибратства и других качеств, свойственных кельтским, германским и греко-римским народностям.
Кроме того, войны и социалистическое прошлое сделали свое дело. Половина их народонаселения, познавшая все радости жизни при развитом социализме, заразила другую половину нашим смирением перед судьбой и ненавистью к любым проявлениям звериного оскала глобализма. Жажда наживы, и стяжательство одинаково чужды как нам, так и им.

Alter ego

Курица - не птица, Польша - не заграница, равно как и Чехословакия, Венгрия, Албания и другие дружественные соцстраны. Если не считать остров свободы, на котором умудрились побывать специалисты по установке баллистических ракет среднего радиуса действия, именно ГДР была Западом для рядового строителя коммунизма. Заграницу, окрашенную в сумрачные тона Orwo и Agfa, озвученную песнями Дина Рида, подслащенную жвачкой Donald Duck, запретную, как овальные переводные картинки с полуобнаженными красавицами, и утраченную за каких-то семнадцать мгновений, до сих пор принято вспоминать с чувством легкой Остальгии.
А еще у немцев есть культура. Пишется она так - "Kultur". Обязательно с большой буквы, и несмотря на то, что буквы "а" в конце не хватает, она, как и у нас, женского рода. Ну какому, скажите, ребенку на ночь не читали сказки братьев Гримм или "Щелкунчик" Гофмана? И кто перед экзаменом по обществоведению не штудировал "Капитал" и не пытался, спасибо Асмусу, различить чистый и практический разумы. Разве, что поколение пепси, для которого чистое - это Bosch, практичное - Volkswagen, мобильное - Siemens, фешенебельное - гелендваген, а если на все случаи жизни, то это BMW, но только чтобы объем двигателя был не меньше шести литров.
Понятно, что задавать вопросы, почему с книжных прилавков исчезли Манн и Брехт, бессмысленно. Внутриисторический спор, о том, стоит ли идти их путем или своим, как-то сам собой рассосался. Иммануил Кант, конечно, был изрядно посрамлен. Как оказалось, никакой вещи в себе (в единственном числе) ни на Востоке, ни на Западе не существует. Ее во множественном числе поглотили вещи для себя. Немцы, же, наивные, продолжают считать себя жутко практичными, как и прежде, читают Толстого и Достоевского, и свято верят в духовную Россию как в подсознание прагматичного Запада. Не понимают, наверное, что мифический Запад, по отношению к которому мы так долго и безуспешно чувствовали свою самобытность, куда то подевался. Куда - непонятно.

Полная версия текста, опубликованная в журнале "100% Красный"

Выставка "Германия где-то рядом" открыта в Музее городской скульптуры (Невский 179/2, пл. Александра Невского) до 16 мая.
В проекте приняли участие художники Олег Куваев, Владимир Шинкарев, Ольга Флоренская, Ольга Тобрелутс, Керим Рагимов, музыканты Сергей Шнуров, Олег Гитаркин, Вячеслав Шалыгин, писатели Илья Стогов, Павел Крусанов, поэт Аркадий Драгомощенко, публицист и переводчик Дмитрий Пучков (Гоблин), режиссеры Александр Баширов и Алексей Герман, модельеры Татьяна Парфенова, Алена Ахмадуллина, Александр Арнгольдт, дизайнеры Андрей Дмитриев и Алексей Левчук, критики Сергей Шолохов, Татьяна Москвина, Любовь Аркус, Павел Гершензон, искусствоведы Иван Чечот и Екатерина Андреева, культуртрегеры Клер Ялакас и Александра Лейбович, фотограф Дмитрий Шубин, балерина Диана Вишнева, галеристка Марина Гисич, актер Анвар Либабов, певица Наталья Пивоварова, хореограф и постановщик Нина Гастева.
Кураторы проекта - Мадлен Прас и Максим Райскин, фотографы - Михаил Арсеньев и Александр Гронский.

Ссылки по теме:
Фрау, я не настоящий Штирлиц [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100