Есть
страна такая. Германия называется. Все про нее слышали, но никто не
видел. А если даже и видели, то все равно это недоказуемо. А если
даже доказуемо, то на доводы Ваши все равно никто внимание обращать
не будет. Потому как у нас и без того проблем хватает внутриполитических.
Населяют ее немцы, названные так по двум причинам. Первая, потому
что они - это не мы. А вторая, потому что лет четыреста лет назад
ни мы их, ни они наш язык не понимали, а потому было принято считать
их за глухонемых.
За последние триста лет, разумеется, многое изменилось. Было даже
время, когда дети были обязаны изучать их язык, дабы уметь объясняться
с вероятным противником. И хоть сейчас это дело прошлое, до сих пор
считается особым шиком на каком-нибудь дипломатическом приеме щегольнуть
не только знанием восточных единоборств, но и немецкого языка на школьном
уровне.
Антиподы
В
народе у нас к немцам отношение сложное. Они - чуть ли не воплощение
всех возможных пороков, которые только может представить обитатель
страны, занимающей одну шестую часть суши. Во-первых, чисто статистически
их земли составляют от силы два процентов наших, что явно недостаточно
для того, чтобы называться Великой страной. Во-вторых, немцы пунктуальны,
трудолюбивы и неспособны в тридцатиградусный мороз спать голыми на
снегу или выпить, не отходя от стойки, два литра водки и четыре бутылки
коньяка "Арарат".
Третье, и самое главное. Немецкий язык непонятен для нашего уха, посему
особого желания изучать его не возникает. Скорее мы готовы воспринимать
его с точки зрения репрессивной мелодики, обусловленной опять же исторически.
Допустим, кондуктор в автобусе объявляет: Die nachste Haltestelle
ist …, а у нашего туриста от этих слов мороз по коже - ему то кажется,
что самое логичное действие в такой ситуации встать и вытянуть руки
по швам. Впрочем, практически каждый сызмальства знает словарный минимум,
на котором (меняя порядок слов) можно объясняться практически на любую
тему: Гутен морген. Ахтунг, панцер. Данке. Хальт, хендехох геноссе.
Шнель. Гут. Шайсе, швайне, шнапс, битте. Нох айн маль. Ауфидерзейн.
Перечислять недостатки можно и дальше, но на полный перечень уйдет
столько же времени, сколько потребовалось Брокгаузу и Эфрону на составление
любимого русского энциклопедического словаря. Неудивительно поэтому,
что мы считаем немцев своими антиподами, и первое, что делаем, оказавшись
У НИХ - отправляемся на Унтер-ден-Линден, дабы почувствовать себя
в шкуре дедушки, прорывающегося на Т-34 к пылающему Рейхстагу.
Антитезис
С другой стороны, ну не китайцы же мы, в самом деле. В глубине души
мы немцев любим как, впрочем, и все, что имеет хоть малейшее отношение
к Западу, а не к Югу или Востоку. Вышеперечисленные недостатки в этом
случае, превращаются в достоинства, способные выправить или даже предотвратить
все коленца и вывихи отечественной истории. В мифологии новейшего
времени, немцы предстают как такие Уберменши, творящие невозможное.
О чем, кстати, недвусмысленно говорят народные приметы. Если ты веришь
в победу своей национальной сборной на чемпионате мира по футболу,
значит ты - либо сумасшедший, либо - немец.
Недостатки/достоинства немцев выгодно выделяют их на фоне других наций.
Они не такие "простые", как американцы, не такие самовлюбленные,
как французы, лишены английской чопорности, итальянского панибратства
и других качеств, свойственных кельтским, германским и греко-римским
народностям.
Кроме того, войны и социалистическое прошлое сделали свое дело. Половина
их народонаселения, познавшая все радости жизни при развитом социализме,
заразила другую половину нашим смирением перед судьбой и ненавистью
к любым проявлениям звериного оскала глобализма. Жажда наживы, и стяжательство
одинаково чужды как нам, так и им.
Alter ego
Курица - не птица, Польша - не заграница, равно как и Чехословакия,
Венгрия, Албания и другие дружественные соцстраны. Если не считать
остров свободы, на котором умудрились побывать специалисты по установке
баллистических ракет среднего радиуса действия, именно ГДР была Западом
для рядового строителя коммунизма. Заграницу, окрашенную в сумрачные
тона Orwo и Agfa, озвученную песнями Дина Рида, подслащенную жвачкой
Donald Duck, запретную, как овальные переводные картинки с полуобнаженными
красавицами, и утраченную за каких-то семнадцать мгновений, до сих
пор принято вспоминать с чувством легкой Остальгии.
А еще у немцев есть культура. Пишется она так - "Kultur".
Обязательно с большой буквы, и несмотря на то, что буквы "а"
в конце не хватает, она, как и у нас, женского рода. Ну какому, скажите,
ребенку на ночь не читали сказки братьев Гримм или "Щелкунчик"
Гофмана? И кто перед экзаменом по обществоведению не штудировал "Капитал"
и не пытался, спасибо Асмусу, различить чистый и практический разумы.
Разве, что поколение пепси, для которого чистое - это Bosch, практичное
- Volkswagen, мобильное - Siemens, фешенебельное - гелендваген, а
если на все случаи жизни, то это BMW, но только чтобы объем двигателя
был не меньше шести литров.
Понятно, что задавать вопросы, почему с книжных прилавков исчезли
Манн и Брехт, бессмысленно. Внутриисторический спор, о том, стоит
ли идти их путем или своим, как-то сам собой рассосался. Иммануил
Кант, конечно, был изрядно посрамлен. Как оказалось, никакой вещи
в себе (в единственном числе) ни на Востоке, ни на Западе не существует.
Ее во множественном числе поглотили вещи для себя. Немцы, же, наивные,
продолжают считать себя жутко практичными, как и прежде, читают Толстого
и Достоевского, и свято верят в духовную Россию как в подсознание
прагматичного Запада. Не понимают, наверное, что мифический Запад,
по отношению к которому мы так долго и безуспешно чувствовали свою
самобытность, куда то подевался. Куда - непонятно.
Полная версия текста, опубликованная в журнале
"100% Красный"
Выставка "Германия где-то рядом" открыта
в Музее городской скульптуры (Невский 179/2, пл. Александра Невского)
до 16 мая.
В проекте приняли участие художники
Олег Куваев, Владимир Шинкарев, Ольга Флоренская, Ольга Тобрелутс,
Керим Рагимов, музыканты Сергей Шнуров, Олег Гитаркин, Вячеслав Шалыгин,
писатели Илья Стогов, Павел Крусанов, поэт Аркадий Драгомощенко, публицист
и переводчик Дмитрий Пучков (Гоблин), режиссеры Александр Баширов
и Алексей Герман, модельеры Татьяна Парфенова, Алена Ахмадуллина,
Александр Арнгольдт, дизайнеры Андрей Дмитриев и Алексей Левчук, критики
Сергей Шолохов, Татьяна Москвина, Любовь Аркус, Павел Гершензон, искусствоведы
Иван Чечот и Екатерина Андреева, культуртрегеры Клер Ялакас и Александра
Лейбович, фотограф Дмитрий Шубин, балерина Диана Вишнева, галеристка
Марина Гисич, актер Анвар Либабов, певица Наталья Пивоварова, хореограф
и постановщик Нина Гастева.
Кураторы проекта - Мадлен Прас и Максим
Райскин, фотографы - Михаил Арсеньев и Александр Гронский.
Ссылки по теме:
Фрау, я не настоящий Штирлиц
[Елена Невердовская]