В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в течение недели Центр культуры
и искусства "МедиаАртЛаб" представляет программу "АрхиВидео"
- 10 видеофильмов, которые были специально отобранны для демонстрации
в рамках проекта "Живая архитектура" из коллекции Центра.
Составившие программу произведения российских и европейских художников,
созданные в период с 1995 по 2001 гг., объединяет тема взаимоотношения
среды и человека.
Если в экспозиции "Сад Скульптуры и Отдыха", которая также
является частью проекта "Живая архитектура", акцент сделан
на возможности и необходимости активного вмешательства человека/художника
в пространство повседневной жизни, на реальности взаимодействия жителя
со средой, в "АрхиВидео" налицо обратная ситуация. Человек
пассивен, он не только не в состоянии повлиять на происходящее в Городе,
но даже не может вступить в контакт с "себе подобными". Эти
особенности существования наиболее ярко отражены в работах российских
видео-художников второй половины 90-х годов: "20 миллионов раз
спустя" (В.Кошкин, О.Тюлев, М.Демская, 1997), "She just…"
(Наталья Борисова, 1999), и, особенно, в поэтической, метафорической
истории "Год зайца" (Елена Шарова, 1999).
Видео голландских художников Микеля ван Бакеля ("Подводное течение",
1999) и Пиа Вергиус ("Набросок для ангелов", 2000) представляют
ситуацию, в которой внешний мир - городская архитектура, транспортные
магистрали, несущиеся машины, - противопоставлен человеку, существующему
в другой, параллельной реальности. Проекцией состояния, в котором пребывает
персонаж, в трехмерном пространстве настоящего города является алогичное,
ненормальное поведение его тела: зависание в позе эмбриона под мостом,
по которому мчится поток машин, или задержка на подоконнике перед тем,
как отпустить руки, чтобы полететь вниз.
Место истории, к которой, так или иначе, обращены, практически, все
экспонаты "Сада Скульптуры и Отдыха" в "АрхиВидео"
занимает мифология. Леонид Тишков ("Существа воздуха", 2000)
реконструировал воздушных духов с помощью природных стихий - ветра,
снега и дождя, он поймал их в полиэтиленовые емкости, укрепленные на
крыше мастерской. Платон Инфанте-Арана в видео-работе "Демисезон"
(1999) изобразил новых дриад. Вечному вопросу о реальности видимого
мира посвящен видеофильм "Не здесь" (Эгберт Митгельштадт,
2000) - с помощью цифрового видео автор симулирует эффект фотофинишной
камеры: в результате в каждый момент времени зритель сомневается, что
он видит на самом деле - объект или его отражение, или, даже отражение
отражения.
Ссылки по теме:
"Легкая
скульптура" между жизнью и смертью [Елена Невердовская]