08.02.2002
Арт-проекты
Ильич и имидж
[интервью с Катариной Венцль]
Максим
Райскин: Как и когда в первый раз тебе в голову пришла идея одеть
Ленина в одежду от модных модельеров?
Катарина Венцль: Самый первый момент я уже не помню. Наверное,
это произошло тогда, когда я впервые стала обращать внимание на городскую
среду и, в особенности, на памятники, которые до сих пор стоят в этом
городе. Мне бросилось в глаза, что из монументов советской эпохи чаще
всего можно столкнуться с памятниками Ленину: если другие разобраны,
перемещены и уничтожены, то памятников вождю мирового пролетариата еще
осталось предостаточно. Потом я стала размышлять на тему, какой смысл
они заключают в себе сейчас после распада Советского Cоюза. Дальше я
стала придумывать им какое-то применение, чтобы наделить их каким-то
смыслом, и тут, конечно, сразу же пришла мысль о рекламе. И вот, когда
я впервые увидела памятник Ленину на Московском проспекте, то заметила,
что у него очень изящный костюм. После чего я подумала, что бы было,
если бы он был одет не в серый костюм, но в более яркий по тональности
или сшитый каким-нибудь известным модельером
Максим
Райскин: Первый в твоей серии - желтый костюм от Gucci. Почему он?
Катарина Венцль: Почему Gucci? Почему все остальные? Могу ответить
сразу - я выбрала всем хорошо известные звучные имена. И очень много
внимания уделяла даже не отдельному имени, но всему ряду этих имен -
ведь они должны были висеть рядом друг с другом в художественном пространстве.
Цвета я смотрела по журналам, отдавая при этом себе отчет в том, что
в каждом сезоне цвета могут меняться. В этом смысле, я достаточно свободно
с ними обращалась. Gucci - желтый, просто потому, что мне показалось,
что это больше подходит к характеру и звучанию этого имени. Для Cerruti
был выбран синий, а Versace получил красный. Мне показалось это достаточно
логичным по той причине, что в России многие очень любят эту фирму,
а красный - это такой типичный русский цвет. Boss я знаю немного больше,
поскольку это немецкая фирма, я бывала в их магазинах, после чего у
меня сложилось впечатление, что костюмы от Boss - это очень строгие
костюмы, приглушенные темные тона. Даже если они светлые, они все равно
строгие. А зеленый мне показался похожим на Ermenegildo Zegna, скорее
всего, как следствие экстравагантного звучания его бренда.
Максим
Райскин. Cerruti и Zegna все-таки чуть-чуть выпадают из этого ряда,
поскольку это гораздо в меньшей степени масс-медиальные имена. А Armani
у тебя нет, так?
Катарина Венцль. Я следила за рекламой, которая появляется в
журналах и на телевидении, и в равной мере наталкивалась на эти имена.
Armani был в списке, но был вычеркнут из чисто литературных соображений.
У меня образовался какой-то ритм этих имен и Armani в нем не было места,
не по модельерским критериям, но по сонорным. Их имена я выстраивала
и читала вслух. Кроме того, я решила ограничить количество, поскольку
слишком частое повторение этого приема мне показалось неинтересным.
Пяти примеров этой игры мне показалось достаточным, чтобы дать понять,
что имеется в виду. А в конце должен был появиться сам Ленин как ответ
на эту задачку в пяти частях.
Максим Райскин. Ты собираешься как-нибудь развивать эту идею
в направлении, скажем, увеличения количества модельеров в твоей коллекции
или просто сделать выставку в каком-нибудь из бутиков?
Катарина Венцль. У меня была такая мысль. Но пока еще я не решила
для себя вопрос, как это можно подать. Какое найти основание для конкретного
разговора на эту тему. С другой стороны, первоначальная моя идея не
несла в себе коммерческого зерна - я была занята одной мыслью, как показать
эту идею. В принципе это, конечно, возможно, но нужно понимать, что
бутики пойдут на такую акцию, только если им это будет выгодно.
Максим
Райскин. Если ты будешь делать не только пальто, но и пиджак, жилетку,
штаны и кепку, причем одной какой-то марки, то им это будет выгодно.
Катарина Венцль. Когда я занималась подготовкой этого проекта,
я прочитала в одном из петербургских журналов статью о посещении Музея
Ленина школьниками, которых привлекла черная кепка вождя на вешалке.
Она им показалась очень модной. Считаю, что это подтверждает мое мнение
о том, что "костюм хорош".
Максим Райскин. В принципе можно предложить какой-нибудь фирме
вроде Boss изваять голого Ленина и использовать его в качестве манекена
для своей одежды.
Катарина
Венцль. Я не знаю, какую смысловую нагрузку для них может нести
Ленин. Как они отнесутся к тому, что лицом фирмы станет не молодая девушка,
но ушедшая в прошлое фигура, такой лысый дяденька в возрасте и весь
в складках. Хотя, в современном мире моды есть и такое явление, когда
на показах используют моделей постарше, "с характером". И
это кажется оправданным - такую дорогостоящую одежду могут позволить
себе в основном люди старшего возраста, этаблированные, имеющие за плечами
некоторую "историю", хотя бы историю собственной успешной
жизни...
Текст проекта
"Ильич и имидж"