В
рамках организованного Гете-институтом медиапроекта "Пространство
реальности - пространство картины - звуковые ландшафты" было
представлено музыкальное направление, обозначенное его адептами как
Soundscape. В таинства жанра петербургского слушателя-зрителя посвящал
Михаэль Рюзенберг, композитор, музыкант и радиожурналист. Первая встреча
стала введением в историю Soundscape - в затемненном помещении Галереи
Экспериментального звука можно было услышать звуки Мексиканской раскаленной
пустыни, завывания и гул, раздающиеся в заброшенном ангаре в штате
Юта и переклички немецких поездов и кораблей. Присутствующим была
поставлена задача: вообразить визуальные пейзажи по звуковым, записанным
американскими и немецкими композиторами в середине 1970, 1980-х годов
и в настоящее время. Вторая - аудиальным путешествием в Кельн и знакомством
с его мостами, портреты которых создал сам Рюзенберг.
Если не истоком, то хотя бы провозвестником Soundscape можно считать
появившуюся в послевоенной Франции конкретную музыку. Произведения
этого направления создавались исключительно из "естественных",
"натуральных" а не инструментальных, отвлеченных звуков.
Каждый стремился к своей противоположности - визуальные искусства,
привязанные к материальному миру, хотели стать "чистыми"
от низменной вещественности, абстрактными. Музыка - самое нематериальное
из искусств - захотела стать "конкретной".
Еще дальше, чем французы второй половины 1940-х шагнули американцы
начала 1970-х. Они заявили, что их интересуют не просто естественные
звуки. В концепции авторов Soundscape имело значение и происхождение
звука и характер места, где звук "жил", "произрастал".
Их творения - звуковые пейзажи, портреты ландшафтов. Пойти еще дальше,
стать еще более конкретными - невозможно. Контактными микрофонами
снабжаются предметы и вещи, даже самые беззвучные - как кактусы и
колючки в пустыне. Шелесты, постукивания записываются, утрируются,
повторяются, превращаясь в тираду, фразу, монотонную мелодию. Фоном
- хор цикад или равномерный гул машин, в зависимости от места. Иллюзия
присутствия. Перемещение в темноте.
В "Симфонии Кельнских мостов" Михаэля Рюзенберга объемность
звучания подменена стереоскопичностью видения. Комментарии, необходимые
по замыслу автора, сообщают, где именно были собраны звуки - в бетонном
тоннеле, глухой трубе или в нишах металлических опор. И, таким образом,
в воображении выстраивается не внешний вид моста - пейзаж, а его конструкция,
внутреннее пространство, как внутренний мир героя, персонажа, - его
портрет. Изображение, в котором важны все, даже самые "мелкие
черты лица" - до специальных металлических вставок, необходимых
для функционирования моста при изменении температур, о которые "запинаются"
машины, особенным образом гремят поезда. До случайно записанной песенки
о святом Валентине, спетой поздним прохожим, засмотревшимся на волны
Рейна.
Музыка Soundscape настолько потеряла свои качества абстрактного искусства,
что кажется - еще один шаг, и она перестанет быть собственно музыкой,
а станет звуковым объектом, аудиоинсталляцией. Возможно, это и входит
в планы создателей, столь обеспокоенных комментированием своих звуковых
композиций. Без их рассказов каждый волен был бы воображать что-то
свое, личное и вполне мог вместо Мексиканской пустыни забрести в среднеазиатскую,
вместо ангара попасть в брошенный док. Эта неточность, по всей видимости,
недопустима, поэтому последнее слово в звуковых ландшафтах Soundscape,
как ни странно, - не за видом, а за словом.
Ссылки по теме:
Художник перед выбором
[Елена Невердовская]
Что есть реальнее реального?
[Надежда Штиль]
За
реализм в искусстве [Максим Райскин]
Своим путем
[Ольга Фролова]