6
июня в 19:00 во флигеле Музея нонконформистского искусства состоятся
поэтические чтения Александра Бренера и Барбары Шурц "Меч хозяина
не разрушит хозяйский дом!". Бренер с Шурц, прибывшие в Петербург
17 мая с намерением пожить и поработать здесь некоторое время, уже успели
учинить один скандал на лекции звезды московской художественной сцены
Олега Кулика в Институте Про Арте. Тогда, настаивая на том, что он выступает
не как художник, Бренер не дал "гегемону" Кулику ответить
на вопросы слушателей, чуть было не растаявших от соприкосновения с
"великим". Нынешнее мероприятие позиционируется как "радикально-демократическая
поэзия в действии". Памятуя о лекции в Про Арте, сказать во что
в итоге Бренер и Шурц способны превратить обычные литературные чтения
достаточно сложно.
Поэзия, которую будут читать в четверг Бренер и Шурц, совпадает по своим
основным интенциям с другими их произведениями, скажем - с "54-мя
технологиями сопротивления власти", "Бздящими народами"
или последней книгой "Bukaka spat here" ("Букака плюнул(а)
здесь"), изданной на английском. Как гласит пресс-релиз, "
радикально-демократическая поэзия направлена на революционное преодоление
искусства и ставит своей целью включение культуры в прямой политический
праксис … Это материалистическое, аналитическое и пропагандистское литературное
производство, стремящееся изменить гегемониальные отношения в культуре
и политике".
Обилие политико-марксистской терминологии здесь не должно пугать. Действительно,
Бренер и Шурц, досконально знающие историю леворадикальной мысли и даже
собирающиеся в ближайшее время начать на Пушкинской семинар по левым
движениям сопротивления, используют марксизм не идеологически, но инструментально.
Или, как сказала бы уроженка Бурунди Букака, поклонница Мишеля Фуко
и мягкой туалетной бумаги, - как "антитехнологию сопротивления".
Последние, количеством в 54 штуки, уже известны русскому читателю, могут
варьироваться от уличных беспорядков до зарывания головой в песок и
хождения без трусов, и должны применяться не всегда и везде, но исключительно
контекстуально: для Бренера с Шурц это означает прежде всего - спонтанно
и эмоционально оправданно. В этом смысле, пытаться предсказать, чем
закончатся чтения на Пушкинской, - аплодисментами, хохотом, дракой,
киданием яйцами, полным провалом или грандиозным успехом - вещь совершенно
безнадежная и даже бессмысленная. Похоже, даже сами авторы этого не
знают и знать не хотят, поступая по принципу Букаки - "если хочешь
выяснить, кто перед тобой, - просто плюнь на него".
Ссылки по теме:
Неизбежное
очарование зоофилии [Марта Юнг]
Драка века в "Бродячей собаке"
[Марта Юнг]