Пока
по Петербургу циркулируют слухи о том, что звезда московского радикализма
90-х Александр Бренер с 15 мая находится в городе, причем приехал он
сюда на постоянное место жительства, Институт Про Арте устраивает лекцию
другого звездного московского персонажа той эпохи - человека-собаки
Олега Кулика. Лекция под названием "От прозрачности к конфигуративности"
состоится сегодня в помещении Невской куртины Петропавловской крепости
в 18:00.
Лекция является составной частью проекта Про Арте "Говорящие художники",
который знакомит петербургскую публику с признанными классиками современного
искусства, с его языком, а также призван нести современное искусство
в массы. Как указано в пресс-релизе, если современное искусство кажется
Вам чужим, непонятным и недоступным, но Вы не оставляете надежды на
сближение, если Вы не можете представить себе этих "людей с перевернутыми
мозгами", делающих современное искусство ... - "мы представляем
Вам "живых" деятелей современной художественной сцены".
Вместо "живых" почему-то хочется прочитать - оставшихся в
живых. Во всяком случае, этот примат жизни над не-жизнью как нельзя
более кстати подходит для характеристики самого витального из ныне живущих
русских художников.
В свой предыдущий публичный визит в Петербург весной 1999 года в клубе
"Мама" Кулик тоже прочитал лекцию, но не о прозрачности и
конфигуративности, а о любви к животным. Интересно, что публика, пришедшая
на лекцию, изначально была настроена весьма критично, причем эта критичность
еще более усугубилась после опоздания Кулика на целый час. Тем не менее,
все остались, надеясь на чудо, которое, кстати, не замедлило произойти.
Маэстро за полуторачасовое выступление удалось разогреть присутствующих
практически до температуры кипения. Происходящее больше напоминало сеанс
массового гипноза, чем рядовую лекцию: так, я, например, покидала "Маму"
пребывая в непоколебимой уверенности, что зоофилия гораздо более естественна,
чем гетеросексуализм.
О чем на этот раз будет говорить Кулик, предсказать практически невозможно.
"Прозрачность", о которой идет речь в названии, - термин 90-х,
под которым подразумевается "непосредственный выход искусства в
реальность" (Екатерина Деготь). Одержимый идеей прозрачности Кулик
стал "экспозиционером самой жизни", выставляя на фасаде галереи
Марата Гельмана огромный портрет Михаила Горбачева ("I love Gorbi",
1994 год), заставляя зрителей участвовать в убийстве поросенка, или
вывозя несколько автобусов публики на загородный пикник и бросая их
там, по свидетельству все тех же очевидцев, "замерзшими, голодными
и очень злыми". Последний проект, кстати, именно так и назывался
- "О прозрачности". Что же понимает Кулик под "конфигурацией"
пока покрыто мраком. Впрочем, судя по предыдущему опыту, не так уж и
важно, "что" именно он будет говорить, сколько - "как",
а также тот неизбежный факт, что делать это будет именно он.
Ссылки по теме:
Букака
плюнул здесь [Максим Райскин]
Драка века в "Бродячей собаке"
[Марта Юнг]