В
Невской куртине Петропавловской крепости до 20 июня можно познакомиться
со второй частью цикла "Штучки" - выставкой "Пишущая
машинка". И на этот раз авторы проекта Музей истории Петербурга
и Институт Про Арте не изменили магическому числу "три". Исторических
экспонатов - пишущих машинок - столько же, сколько было выставлено подлинных
паспортов в первой экспозиции цикла "Штучки". Число художественных
реплик на тему печатного воспроизведения текста равно числу проектов,
посвященных главному идентификационному документу страны. Всего по три.
Число то же - а вот экспозиция несравнимо богаче. Но дело не в опыте,
который приходит со временем, а в предмете, в выбранной штучке. Выставленные
под стеклянными колпаками старинные печатные машинки выглядят не столько
как экспонаты исторического музея - свидетели своего времени, даже не
как реди-мейд - предмет скорее концептуального, нежели эстетического
рассмотрения, сколько как результат технического прогресса, как продукт
дизайнера. Американская "Образцовая ремингтон" (Модель № 9),
ее постоянный конкурент "Гаммонд" и загадочная немецкая машинка
"Миньон", имеющая цилиндрический литероноситель и только две
клавиши, являются такими же атрибутами не музейного, а повседневного
интерьера, как их потомки - электрические машинки и компьютеры. Совмещение
в выставочном помещении исторической и художественной составляющих оказалось
делом сверхлегким и благодарным. Столы, машинки, компьютеры. На стенах
- картинки: портрет поэта Владлена Гаврильчика (коллаж Ольги Флоренской)
и видеоизображение обезьянки за работой, только не мартышка и очки,
а шимпанзе и пишущая машинка (проект "Война и мир, или Письмо Льву
Толстому", Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев, Москва).
Зритель чувствует себя в своей тарелке. Посещая современные кафе, кофейни,
клубы, он привык к полету дизайнерской мысли, постоянно включающей атрибуты
жизни прошлой в настоящее. Просиживая часами в интернете, он не будет
долго думать "нажать ли клавишу машинки, не упрятанной под стекло"
или "пошевелить ли мышку" компьютера, с рабочего стола которого
ему в глаза заглядывают далекие "Внучата" (проект Дмитрия
Богатырева и Дарьи Хлаповой, Санкт-Петербург).
Веселая игра: даже одно нажатие буквы оживляет экранную обезьянку -
она начинает беспорядочно стучать на машинке, лист за листом набивая
бесконечную абракадабру. Но авторы питают надежду, полагаясь на теорию
вероятностей, что "если миллионы обезьян будут бессмысленно ударять
по клавишам пишущих машинок, то в результате у одной из них через миллионы
лет может получиться связный текст". Война и мир, например. Побочный
продукт "Письма Льву Толстому", появляющийся на глазах у зрителя-пользователя,
- это доказательство тождественности человека и животного, в данном
случае, обезьяны. Что обнадеживает.
"Внучата" тоже вселяют надежду. Прислонившись, почти приклеившись
к стеклу монитора - только с другой стороны, из своего прекрасного далека
они с тоской взирают на современного зрителя. К чему относится тоска
- к их собственной ли жизни, или к нашей сегодняшней, нелегкой и беспросветной,
- узнать несложно. Надо только прислониться носом к стеклу с этой стороны
и заглянуть в будущее.
В светлое технократическое будущее без паспортов, пишущих машин и других
штучек. В будущее дизайнеров и изобретателей, конструирующих пространства
увлекательные и эстетически продуманные. В будущее пользователей, методом
тыка рождающих собственные "войны" и "миры".
Ссылки по теме:
Cамоощущение художника
в момент написания грантовой заявки [Максим Райскин]
"Паспорт"
как продукт сотрудничества серьезного музея и Института Про Арте
[Елена Невердовская]