Пролог
или "только по голове не бейте"
Непосредственность, как говорится, хуже злого умысла. В прошлом месяце
на суперпопулярном сайте mult.ru
появился новый мультфильм "Экскурсия
по Петербургу", ставший катализатором очередного городского
политического скандала. Несмотря на то, что экскурсия выглядит вполне
безобидно, в духе других фильмов, размещенных на сайте, героиня мультфильма
Масяня сразу же попала в "черный список" городской администрации,
а прогубернаторские СМИ обвинили автора фильма Олега Куваева в политическом
заказе.
Причина столь яростных нападок на безобидный казалось бы мульт кроется,
как ни странно, не только в стремлении отстоять свою чиновничью честь
и достоинство. Речь, скорее, идет о пресловутом "имидже Петербурга",
сохранение и укрепление которого в преддверии грядущего трехсотлетия
сделалось предметом особой заботы городской администрации. Любой неканонический
образ города в такой ситуации может представлять потенциальную угрозу,
не говоря уже о сайте mult.ru, посещаемость которого в день составляет
несколько десятков тысяч человек.
Генезис - "мы тут не дифирамбы петь собрались..
сладкоголосых и без нас хватает"
Как
говорят грамотные люди, Куваев всего-навсего создал прецедент, причем
далеко не единственный в своем роде. Первые опыты составления подобного
рода экскурсий появились еще года два назад. Авторство первого - игры
"Губернатория" - принадлежит известному питерскому журналисту,
редактору газеты "Комар",
Алексею Разоренову. Другой воплотился в путеводителе "Неофициальная
столица", появившемся в Петербурге в мае 2000 года. Гид по
Петербургу, изданный в рамках одноименного
опального фестиваля, и до сих пор являющийся непревзойденным справочным
изданием по культуре Петербурга, помимо базы данных по художникам, писателям,
музыкантам и т.д., включал в себя разделы "Феномены Петербурга"
и "Другое краеведение", куда вместо обзоров "жемчужин
Северной Пальмиры" вошли статьи о "голубых ночах Петербурга"
и Катькином Садике - излюбленном месте встреч гомосексуалистов (для
конспирации в сборнике их называли шахматистами), петербургских сквотах,
разного рода неконвенциональных монументах (вроде памятника Комару или
таракану), о канализации Петербурга и других не менее интересных и забытых
богом и прессой вещах. "Неофициальная столица", вышедшая в
свет в разгар предвыборной губернаторской кампании, равно как и "газета
народного удивления "Комар", откровенно заявлявшая о своей
отчетливой политической позиции "против всех", расценивались
городской администрацией как политические противники. Даже если не брать
в расчет "вред", наносимый пресловутому "имиджу города".
С
той поры стало доброй петербургской традицией, что любой "авторский"
путеводитель по городу, не важно, имел он какое-то отношение к политике
или нет, автоматически попадал в разряд "заказа" городской
администрации или Владимира Яковлева лично. Различия заключались лишь
в степени маргинальности, другими словами, - в степени огласки. Уже
в октябре 2000 года в сети появился новый гид по Петербургу, выполненный
в жанре "trash" и не имевший никакого отношения к политическим
реалиям. Путеводитель назывался "Потребляйствуй! Реальный Петербург.
Будни", а его автором был питерский художник Алексей Варсопко.
В основу проекта легла идея о том, что любой город представляет собой
идеальное поле для возможных интерпретаций. То есть при желании его
можно превратить в "литературный", "промышленный",
"криминальный" и любой другой. При этом все интерпретации,
по вполне понятным причинам, имели равные права на существование, а
выстраивание иерархии между ними не имело никакого смысла. Вскоре Варсопко,
увлеченный практикой присвоения городу "выгодного для интерпретатора
облика", а также, стремясь обнародовать собственное видение, создал
уже три путеводителя, объединенных общим названием "Виртуальные
Петербурги": вышеупомянутый "Потребляйствуй", главные
черты которого - "кровь, насилие, равнодушие, хамство, тупость
и жажда наживы"; "Что делают гады?" (проект к 300-летию
Петербурга), в котором автор показывает, что и как можно почистить и
прибрать к юбилею; и "Петербург после нашествия инопланетян".
А
в октябре 2001 года тема реального, более того, криминального Петербурга,
получила и вовсе не виртуальное продолжение в виде нашумевшей выставки
Дмитрия Шубина "Смерть как фотография.
Петербургский проект" - путеводителя
по местам заказных убийств - которую тоже в
чем только не обвиняли.
Эпилог - "художника может обидеть каждый"
По сравнению с вышеперечисленными проектами экскурсия Масяни
выглядит вполне безобидно. Безобидно в содержательном смысле, но не
в количестве людей, увидевших мульфильм. В этом смысле вполне понятно,
почему против непосредственной и артистичной Масяни двинули
тяжелую артиллерию губернских телепередач вроде "Нужное подчеркнуть".
На самом деле, экскурсии как таковой в мультфильме нет - это всего лишь
молниеносный спич, в котором, кстати, нет ни одного упоминания администрации
города или губернатора. Речь идет о "легендарных
обоссаных дворах-колодцах", о раздолбаных архитектурных ансамблях,
о "задристанных собаками" садах и парках, проспектах, забитых
нищими, алкашами и бездомными. Говорить об этом нельзя запретить никому,
тем более персонажу мульфильма. Точно так же, как нельзя запретить губернатору
и администрации ассоциировать себя с вышеперечисленными феноменами.
Ссылки по теме:
Первоисточники:
mult.ru
"Экскурсия
по Петербургу"
Статьи по теме:
Масяня
как жертва PR войны [Павел Житнюк, ИА "Росбалт"]
Масяня
и смоляне [Юлия Кантор, "Известия"]
Другие путеводители:
Газета народного удивления
"Комар"
"Виртуальные
Петербурги"
Проект "Петербург.
Избранные места"
"Смерть как фотография"
[Елена Невердовская]
"Остается завернуться
в саваны и ползти на кладбище" [Наталья Ульянова, Олеся Галкина
"Деловой Петербург"]
Открытое письмо в газету "Известия"
- ответ на статью Юлии Кантор "Криминальная топография"
Неофициальная столица
Скандал.
Кто обидел "Неофициальную столицу"? [Невское время]
Смольный
официально отказал "Неофициальной столице". Но потом разрешил
[Час пик]
Статьи о mult.ru:
Звезда, "по любому"
[Дмитрий Шолохов]