Rambler's Top100
Петербургский осенний фотомарафон 2002

10.04.2002
Новости культуры

Зачем поливать Масяню политическим говном?
[Марта Юнг]

Масяня в роли экскурсоводаПролог или "только по голове не бейте"

Непосредственность, как говорится, хуже злого умысла. В прошлом месяце на суперпопулярном сайте mult.ru появился новый мультфильм "Экскурсия по Петербургу", ставший катализатором очередного городского политического скандала. Несмотря на то, что экскурсия выглядит вполне безобидно, в духе других фильмов, размещенных на сайте, героиня мультфильма Масяня сразу же попала в "черный список" городской администрации, а прогубернаторские СМИ обвинили автора фильма Олега Куваева в политическом заказе.
Причина столь яростных нападок на безобидный казалось бы мульт кроется, как ни странно, не только в стремлении отстоять свою чиновничью честь и достоинство. Речь, скорее, идет о пресловутом "имидже Петербурга", сохранение и укрепление которого в преддверии грядущего трехсотлетия сделалось предметом особой заботы городской администрации. Любой неканонический образ города в такой ситуации может представлять потенциальную угрозу, не говоря уже о сайте mult.ru, посещаемость которого в день составляет несколько десятков тысяч человек.

Генезис - "мы тут не дифирамбы петь собрались.. сладкоголосых и без нас хватает"

Виртуальный Эрмитаж Алексея Варсопко Как говорят грамотные люди, Куваев всего-навсего создал прецедент, причем далеко не единственный в своем роде. Первые опыты составления подобного рода экскурсий появились еще года два назад. Авторство первого - игры "Губернатория" - принадлежит известному питерскому журналисту, редактору газеты "Комар", Алексею Разоренову. Другой воплотился в путеводителе "Неофициальная столица", появившемся в Петербурге в мае 2000 года. Гид по Петербургу, изданный в рамках одноименного опального фестиваля, и до сих пор являющийся непревзойденным справочным изданием по культуре Петербурга, помимо базы данных по художникам, писателям, музыкантам и т.д., включал в себя разделы "Феномены Петербурга" и "Другое краеведение", куда вместо обзоров "жемчужин Северной Пальмиры" вошли статьи о "голубых ночах Петербурга" и Катькином Садике - излюбленном месте встреч гомосексуалистов (для конспирации в сборнике их называли шахматистами), петербургских сквотах, разного рода неконвенциональных монументах (вроде памятника Комару или таракану), о канализации Петербурга и других не менее интересных и забытых богом и прессой вещах. "Неофициальная столица", вышедшая в свет в разгар предвыборной губернаторской кампании, равно как и "газета народного удивления "Комар", откровенно заявлявшая о своей отчетливой политической позиции "против всех", расценивались городской администрацией как политические противники. Даже если не брать в расчет "вред", наносимый пресловутому "имиджу города".
Садово-парковое искусство из проекта "Потребляйствуй"С той поры стало доброй петербургской традицией, что любой "авторский" путеводитель по городу, не важно, имел он какое-то отношение к политике или нет, автоматически попадал в разряд "заказа" городской администрации или Владимира Яковлева лично. Различия заключались лишь в степени маргинальности, другими словами, - в степени огласки. Уже в октябре 2000 года в сети появился новый гид по Петербургу, выполненный в жанре "trash" и не имевший никакого отношения к политическим реалиям. Путеводитель назывался "Потребляйствуй! Реальный Петербург. Будни", а его автором был питерский художник Алексей Варсопко. В основу проекта легла идея о том, что любой город представляет собой идеальное поле для возможных интерпретаций. То есть при желании его можно превратить в "литературный", "промышленный", "криминальный" и любой другой. При этом все интерпретации, по вполне понятным причинам, имели равные права на существование, а выстраивание иерархии между ними не имело никакого смысла. Вскоре Варсопко, увлеченный практикой присвоения городу "выгодного для интерпретатора облика", а также, стремясь обнародовать собственное видение, создал уже три путеводителя, объединенных общим названием "Виртуальные Петербурги": вышеупомянутый "Потребляйствуй", главные черты которого - "кровь, насилие, равнодушие, хамство, тупость и жажда наживы"; "Что делают гады?" (проект к 300-летию Петербурга), в котором автор показывает, что и как можно почистить и прибрать к юбилею; и "Петербург после нашествия инопланетян".
Обложка набора открыток, изданных к выставке Дмитрия Шубина "Смерть как фотография. Петербургский проект"А в октябре 2001 года тема реального, более того, криминального Петербурга, получила и вовсе не виртуальное продолжение в виде нашумевшей выставки Дмитрия Шубина "Смерть как фотография. Петербургский проект" - путеводителя по местам заказных убийств - которую тоже в чем только не обвиняли.

Эпилог - "художника может обидеть каждый"
По сравнению с вышеперечисленными проектами экскурсия Масяни выглядит вполне безобидно. Безобидно в содержательном смысле, но не в количестве людей, увидевших мульфильм. В этом смысле вполне понятно, почему против непосредственной и артистичной Масяни двинули тяжелую артиллерию губернских телепередач вроде "Нужное подчеркнуть".
На самом деле, экскурсии как таковой в мультфильме нет - это всего лишь молниеносный спич, в котором, кстати, нет ни одного упоминания администрации города или губернатора. Речь идет о "легендарных обоссаных дворах-колодцах", о раздолбаных архитектурных ансамблях, о "задристанных собаками" садах и парках, проспектах, забитых нищими, алкашами и бездомными. Говорить об этом нельзя запретить никому, тем более персонажу мульфильма. Точно так же, как нельзя запретить губернатору и администрации ассоциировать себя с вышеперечисленными феноменами.

Ссылки по теме:

Первоисточники:
mult.ru
"Экскурсия по Петербургу"

Статьи по теме:
Масяня как жертва PR войны [Павел Житнюк, ИА "Росбалт"]
Масяня и смоляне [Юлия Кантор, "Известия"]

Другие путеводители:
Газета народного удивления "Комар"
"Виртуальные Петербурги"
Проект "Петербург. Избранные места"
"Смерть как фотография" [Елена Невердовская]
"Остается завернуться в саваны и ползти на кладбище" [Наталья Ульянова, Олеся Галкина "Деловой Петербург"]
Открытое письмо в газету "Известия" - ответ на статью Юлии Кантор "Криминальная топография"
Неофициальная столица
Скандал. Кто обидел "Неофициальную столицу"? [Невское время]
Смольный официально отказал "Неофициальной столице". Но потом разрешил [Час пик]

Статьи о mult.ru:
Звезда, "по любому" [Дмитрий Шолохов]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100