Разговоры
о необходимости Музея Современного Искусства, активно циркулирующие
по Петербургу на протяжении уже более полутора лет - с началом подготовки
к празднованию юбилея города, - обрели свое продолжение в открывшейся
в Манеже выставке "Петербургское искусство ХХ века" из коллекции
ЦВЗ "Манеж". Первопричиной этих разговоров стало заявление
губернатора города Владимира Яковлева на открытии выставки "Весь
Петербург 2000", о том, что под Музей Современного Искусства будет
отдан Варшавский вокзал. С той поры в Неве утекло много воды, и даже
затонул один сухогруз, однако разговоры так и остались разговорами:
платформы Варшавского вокзала были отданы под музей паровозов, денег
к юбилею не хватает даже на реализацию уже существующих градостроительных
проектов, однако работников "Манежа" надежды не оставляют
до сих пор. Свидетельством этому - выставка, посвященная 25-летию существования
"Манежа" и проходящая в рамках празднования 300-летия Петербурга.
Цель выставки, по словам куратора Марины Джигарханян, - "продемонстрировать
прессе и публике, что основа для создания Музея современного искусства
в Петербурге есть". Цель, что и говорить, благородная, вопрос только
в том, насколько организаторам выставки удалось убедить эту самую публику
и прессу.
Коллекция,
которая предъявлена на сей раз публике, начала формироваться в 1991
году, когда в Комитете по культуре мэрии Санкт-Петербурга было принято
решение о формировании фонда будущего Музея современного искусства.
За 11 лет Манеж аккумулировал порядка 1700 единиц хранения, 300 из которых
можно увидеть на открывшейся выставке. Возможно, именно потому, что
кураторы были вынуждены отобрать из 1700 произведений 300 (больше не
смогло поместиться чисто физически), "Петербургское искусство ХХ
века" смотрится куда более прилично, чем другие манежные выставки
вроде ежегодных "Петербургов", отчетно-перевыборных дефиле
Союза художников или Фестивалей экспериментальных искусств и перформанса.
Впрочем, именно то обстоятельство, что выставлена лишь часть коллекции,
мешает реально оценить, может ли собрание Манежа служить основой для
формирования гипотетического музея.
Первое,
что сразу же бросается в глаза, - несоответствие названия выставки ее
содержимому. В "Манеже" представлено не петербургское искусство
ХХ века, но лишь фрагменты этого самого искусства. Выставка построена
по хронологическому принципу и состоит из трех разделов - искусство
20-30-х годов, 60-80-х и 90-2000-х. Начало ХХ века, по вполне понятным
причинам, отсутствует вовсе, соцреализма как такового тоже нет, и, наконец,
девяностые начинаются, равно как и заканчиваются, на "митьках"
и "новых диких", расцвет коих, как известно, приходится на
конец 80-х - начало 90-х. Ни инсталляций, скажем, Африки (которые Манеж
не может позволить себе купить по причинам нехватки места и ограниченности
в средствах), ни фотографий, ни видео, не говоря уже о медиаарте, в
фондах Центрального Выставочного зала нет - одна лишь живопись, графика
и скульптура. Есть, правда, несколько "тряпок" Тимура Новикова
и фунциоколлажи Воинова, однако на выставке их нет, и понятно, что одними
ими искусство 90-х не исчерпывается.
Второй
существенный вопрос - отсутствие каких-либо внятных принципов, исходя
из которых осуществлялся бы отбор. Плюшкинская концепция "собирания
всего, что есть", озвученная на пресс-конференции, неуместна сейчас
даже в антикварной лавке, не говоря уже о Музее современного искусства
или о Музее искусства ХХ века. Впрочем, убедить сотрудников Манежа в
том, что для создания музея нужна и концепция, и бизнес-план, и реальные
шаги, чтобы отбить первоначальные инвестиции, достаточно трудно. Они,
похоже, продолжают свято верить в то, что "дело за малым - за финансами",
а в остальном вполне можно обойтись одним лишь желанием и самоотверженным
трудом четырех сотрудников отдела современного искусства.
Весь вернисаж как раз и проходил под этим знаком давно забытого советского
оптимизма и безоглядной веры в светлое будущее. Выступающие говорили
исключительно о необходимости Музея современного искусства, призывали
город наконец задуматься, "о том, что происходит в Манеже",
а сотрудник Русского Музея Анатолий Дмитренко назвал чествование годовщины
Центрального выставочного зала "юбилеем, который занимается делом,
а не пусканием фейерверков", в неявной, но слишком прозрачной форме
проведя параллель с Отделом новейших течений Русского Музея. Восторг
от содеянного явно затмевал робкие попытки рефлексии на тему, что же
такое вообще Музей современного искусства, нужен ли он городу, и если
да, то в какой форме.
Ссылки по теме:
Фестиваль обещает меньше
голых тел, больше видео и звука [Надежда Штиль]
"Манеж" - между
традицией и экспериментом [Надежда Штиль]
Сверхскоростной транспорт
воображения [Елена Невердовская]
"Рок-н-ролльный человек"
и визуальные искусства [Надежда Штиль]
"Зооарт" - это
живая природа и не очень живое искусство [Елена Невердовская]
Авторы и организаторы погорячились
[Надежда Штиль]
"Петербург-2001":
эволюция или революция? [Надежда Штиль]