Rambler's Top100

17.04.2002
Новости культуры

Попытка просвещения или Искусство второй свежести
[Елена Невердовская]

Не секрет, что Театр Балтийский дом, словно оправдывая свое название, постоянно стремится быть пристанищем для театральных фестивалей различающихся по масштабам, уровню и традиционности. Возможно, в силу этого он и подвернулся в качестве площадки для размещения выставки "Сценический глаз. Визуальные искусства и театр", проведения лекций, дискуссий и семинаров, касающихся темы "воображаемого диалога с театром", предложенной немецкими кураторами и разработанной приглашенными авторами. Такое неординарное экспозиционное пространство отнюдь не способствовало появлению добавочного смысла в работах 19-ти современных художников Германии, если при таком способе представления вообще уместно говорить о наличии какого-то смысла.
Целесообразность экспонирования объектов и инсталляций в нескольких вестибюлях и на лестницах Балтийского дома подвергли сомнению практически все посетители выставки. Хотя мало кто из них обратил внимание на тот факт, что вообще ни о каком адекватном восприятии гастролирующего искусства говорить не стоит.
Произведения известных и заслуженных на родине художников в интерьерах театра выглядели как туристы, оставшиеся без гостиницы и ночующие на вокзале. Но если у реальных туристов остается хоть какая-то надежда на коммуникацию (если не с помощью речи, то хотя бы на уровне знаков), то обеззвученные объекты были лишены этой возможности, так как своим хором нарушили бы внутреннюю жизнь приютившего их театра. Откуда же стало известно, допустим, что четыре черных ящика Уте Вейсс-Ледер, втиснутые в пространство между несколькими тяжеловесными от деталей ампирного декора фонарями, заключают в себе монологи четырех американских прохожих, а синие и желтые рубашки Кин Юфен возносятся на небо под пионерские китайские песни? Вся эта информация, как, впрочем, и многое другое, содержится в русском каталоге к "Сценическому глазу".
На первый взгляд каталог представляется обширным исследованием заявленной темы, главы, посвященные участникам выставки, кажутся пространными комментариями к выставленным в Балтдоме произведениям, высказывания кураторов - многозначными оракулами. Но уже на второй или третьей странице зрителя выставки, пытающегося разобраться, что же за явление он увидел на разрекламированной немецкой выставке, настигает разочарование. Его накормили искусством не "первой свежести", "испорченным искусством". Единственная ассоциация, которая сразу возникает, - с инсталляцией петербургского писателя/художника Сергея Спирихина "Завтрак альпиниста", частью которой стали сознательно испорченные продукты - окаменевшие яйца, цветущая овсянка, зеленый от плесени хлеб.
И дело вовсе не том, что эта выставка уже шестой год путешествует по разным странам, что она устарела. Дело в отношении к зрителю скорее даже местных, а не немецких кураторов "Сценического глаза". В Балтдоме и в русском каталоге был предложен ликбез: вот несколько работ ведущих немецких художников - правда, они немного подпорчены, лишены звука и необходимого воздуха; вот сведения об этих художниках - к сожалению, перевод отвратительный, редактура и корректура отсутствуют; вот пересказ Ивана Чечота страниц немецкого каталога - ничего что кратко, пунктирно, зато обо всех и обо всем. Не стоит говорить, что результат плачевный, - даже если объяснить, что под плесенью еще жив черный хлеб, никто его извлекать и есть не станет. И конец каталога, витиеватый и кокетливый, намекающий читателю-зрителю, что "мы одной крови", ситуацию не спасет.

Ссылки по теме:
"Щелкунчик" Шемякина или как искусствовед Иван Чечот исполнил роль Дроссельмейера [Елена Невердовская]
Сценический глаз. Визуальные искусства и театр [Надежда Штиль]
Опера "Мастер и Маргарита" как продукт работы воображения [Елена Невердовская]
"Мастер и Маргарита" в сценографии немецкого художника [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100