В городе Нижнекамске с 10 по 14 июня прошел экспериментальный фестиваль
художественных проектов public art "Искусство для городской среды".
В фестивале, организованном Фондом "Культурная столица Поволжья",
Нижегородским филиалом ГЦСИ, при поддержке Института "Открытое
общество" (Фонд Сороса - Россия), приняло участие 29 авторов из
Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Нижнего Тагила и др.
Было представлено более 30-ти проектов, которые реализовывались непосредственно
в городской среде - внутри и вокруг молодежного центра "Космос",
на бульваре 50-летия Октября, около кинотеатра "Джалиль",
в городском трамвае и на стенах многих домов в центре города.
Городу Нижнекамску - 35 лет, практически вся история этого промышленного
города связана со строительством и функционированием нефтехимического
и шинного заводов. Поэтому некоторые из художников - Григорий Острецов
(Москва), Максим Илюхин (Москва), Михаил Косолапов (Москва) - с полным
правом использовали для своих объектов шины и резину. Григорий Острецов
реализовал проект "Камерное искусство" - смонтировал из автомобильных
покрышек небольшой "резиновый" павильон, в котором поселил
"резинового" человека, выстроившего непробиваемую "резиновую"
стену между собой и окружающим миром, контакты с которым он свел к экрану
телевизора. Максим Илюхин создал "Башню из шин" - устремленный
ввысь монумент в виде стеллы, характерный для всех столиц мира. Но в
Нижнекамске он сделан вовсе не из благородного мрамора или гранита,
а из шин, и напоминает по своей форме нефтяную вышку, заключая в своей
архитектонике два основных символа города. Кроме "башни" из
шин был выполнен "Золотой человек" Михаила Косолапова, на
время фестиваля ставший символом Нижнекамска.
Другая часть проектов была связана с повседневной жизнью небольшого
промышленного города. Проект Николая Олейникова "Новая весна",
посвященный первостроителям Нижнекамска, был выполнен как ряд постановочных
фотографий, которые, словно в игровом кино, воспроизвели отдельные эпизоды
жизни реальных жителей города 60-х годов. Эти изображения, составляющие
хронологический фриз, размещались не только на выставке в МЦ "Космос",
но и на местах рекламы в трамваях города. Этот проект Олейникова завоевал
третье место на 2-ом международном фестивале социальной рекламы "МЫ/WE",
который состоялся в Нижнем Новгороде в июне этого года. Самарские художники
Неля и Роман Коржовы сделали нсталляцию "Искусство теплых отношений".
Их проект визуализировал "идеальные отношения" между людьми,
где центральные персонажи - манекены - "идеальные герои" наших
фантазий и представлений о прекрасном. Эта инсталляция - попытка напомнить,
что теплые отношения можно создать всегда и везде. Второй их проект
- "Экология восприятия" - выставочный вариант реально осуществленной
в Самаре акции, во время которой художники выставляли свои работы на
остановках общественного транспорта и пытались вступить в коммуникацию
с городскими жителями на реальной городской территории. Евгений Стрелков
(Нижний Новгород) представил цикл фотографий, сделанных в сугубо урбанистической
среде микрорайона "Мещерское озеро". На снимках цикла "Мещерское
озеро круглосуточно" природы нет, но ее призрачное присутствие
прочитывается повсюду. Например, "Шторм" - это граффити на
одной из стен микрорайона, а на буйки похожи флажки на проволоке, огораживающей
стройку.
Несколько художников для своих произведений выбрали тему Космоса (так
как главной фестивальной площадкой явился молодежный центр "Космос"):
Алексей Петрелли (Одесса-Москва) выполнил флюоресцентной краской карту
звездного неба на День открытия данной выставки, Герман Виноградов познакомил
зрителй и слушателей со своей экпериментальной музыкой "Небесный
лес наконец-то в Нижнекамске", звуки которой извлекались из металлических
труб при помощи вибрации, воздействия воды и огня.
В рамках фестиваля были осуществлены еще и специальные проекты - мастерские
граффити для начинающих нижнекамских граффити-художников на проспекте
Химиков, в которых приняли участие группы граффитистов "Bee crew"
(Москва), "4 rooms" (Н.Новгород), "TJ band" (Казань),
а также - выставка "Public Art: Искусство в городе" (куратор
Дженнифер МакГрегор, Нью-Йорк), демонстрирующая европейский и американский
опыт работы современных художников с городской средой, различные художественные
практики организации городского пространства, а также практики интерпретации
проблем современного города (экологические, политические, социальные)
средствами актуального искусства.
Лучшие из проектов по итогам опросов посетителей и экспертной оценки
впоследствии будут предложены мэрии для "увековечивания" на
открытых площадках города.
Ссылки по теме:
Тема
города и городской среды объединит музей, современных художников и детей
[Надежда Штиль]
"Легкая скульптура"
между жизнью и смертью [Елена Невердовская]
АрхиВидео:
мифология и психология взаимоотношений человека и среды [Надежда
Штиль]