I
Среди номинаций ремесленного искусства наиболее ощутимо и осязаемо предметную
реальность имитирует скульптура - нагроможденное в пространстве некоторое
количество физического материала, слипшегося по подобию внешней формы
человека, зверя или других природных и геометрических объектов при давлении
на вещество стихийных сил общественного или частного заказа.
Возникают скульптуры, в основном, из твердой материи, где реализуется
природная необходимость в увековечивании преходящих и склонных к разрушению
форм. Следуя природе, монумент должен ваяться цельномонолитно, без абстрактных
пустот и полостей, и повторять объект в натуральную величину с соблюдением
пропорций и деталей его внутреннего строения. Отвлеченные подобия недопустимы:
изваяние зайца не может служить собирательным образом зайца вообще,
но точной копией конкретного представителя этого вида фауны. Распиленная
вдоль, такая скульптура наглядно покажет особенности устройства пищеварительной
и других заячьих систем жизнеобеспечения. А некоторые ваятели зачастую
буквально корежат тела и туши, ломают их, плющат, рвут на части, не
ставя себе задачу похожим образом копировать натуру и ее локальные признаки.
Более того, в их изваяниях не видно даже усов и бород - примет времени
и текущей моды…
II
Памятник высотному зданию, возведенный на том же месте, не может не
отражать его планировку и рассредоточение обитателей в естественных,
документальных позах в определенный, подлежащий увековечиванию момент.
Произвольные же пространственно-композиционные решения свойственны лишь
регрессивным, коммерческим периодам развития этой ремесленной формы.
Некоторые проплаченные изделия подобного типа вообще создавались полуподпольно
и втихаря из левых материалов, подверженных действию времени:
Скульптор Коненков, как только смеркалося,
Резал из дерева копии фаллоса.
Стоили дорого - десять рублей;
Отдал наличкой - твоя вещь, владей!
Образцы устойчивой монументальной разработки геометрических форм являют
египетские пирамиды - усыпальницы, ведь надгробное, мемориальное назначение
- ведущее и основное для скульптуры, заслоняющей в этом качестве частные,
промежуточные опыты функционального зодчества, производившего в массовом
порядке временные жилища для бренных тел и помпезные кумирни для истуканов.
III
Единственное, что остается - памятники. И мемориализация - естественный
итог всемирно-исторического развития в его завершающей фазе. Конец истории
совпадет по времени с фактом полного и поголовного увековечивания всего
и вся в твердых материалах.
Сделать предстоит еще очень многое. Переделать все, не соответствующие
установленным требованиям памятники и надгробия. Заменить все природные
формы, включая содержимое болот, на скульптурные. Изготовить методом
документальной лепки точные копии всех живущих на земле существ, в том
числе и человека, с анатомической выделкой мускулатуры вплоть до шнурков
на ботинках. В качестве материала предполагается бетон - это дешево
и надежно. Здания, техника, библиотеки, редакции газет, ведущие популярных
телеканалов и другие общечеловеческие ценности - все должно быть забетонировано.
По завершении работ, биотехногенный слой, как выполнивший свои функциональные
задачи, будет утилизован. Планетарное тело, освобожденное от всего изменчивого
и тленного, станет эталонным космическим памятником цивилизации.
P.S. Не забыть увековечить в тончайшем слое бетона и нашу интеллигенцию
- духовную опору общества, благо расход строительных материалов выйдет
минимальным.
Ссылки по теме:
1.Проекты памятника журналисту
Новые
поступления проекта "Памятник журналисту" - проект
Вадима Флягина и Олега Шагапова
Первый
эскиз памятника журналисту
Предыстория проекта
- "Внимание конкурс!" [Марта Юнг]
2.Статьи о Геннадии Ершове
"Джихад по-ярославски"
[Елена Невердовская]
"Джихад продолжается"
[Елена Невердовская]
"Инструкция к экспозиции"
- программный текст Общества Читателей Письма