Сюжет:
17 февраля в галерее "С.П.А.С." была открыта выставка Олега
Янушевского "Cosmopolitan Icons". 21 февраля экспозиция
была разгромлена группой в камуфляжной форме и масках. 25 февраля
в помещении ИА Росбалт состоялся круглый стол, на котором свою точку
зрения на случившееся выразили автор экспозиции Олег Янушевский, галерист
Сергей Тюрин, правозащитник Юлий Рыбаков, литератор Александр Лебуркин,
культуролог Яременко-Толстой и др.
Хроника: приблизительно в 12.30 в галерею ворвались несколько
молодых людей в камуфляже и масках. Водоэмульсионкой и чернилами они
залили работы и стены, не тратя слов на объяснения или ругань. Закончив
поливать, быстро скрылись. Подпись за "сынков" оставили
пришедшие незадолго до погрома две средних лет дамы: их автограф "православная
молодежь" стал последним в книге отзывов. Сотрудница галереи
не смогла запереть дверь, она успела только вызвать милицию. Через
полчаса приехала милиция и галерист. Милиция допрашивала свидетелей
об униформе погромщиков, ботинках и цвете шнурков. Галерист беседовал
с дамами. Православные дамы обвиняли художника в богохульстве, а галерею
в попустительстве, досталось и телевидению, - узнали они о выставке
из "Деталей" на СТС. Завело их слово "канонизировал",
которое позволил себе художник. Несколько минут спустя приехал корреспондент
православного радио.
Олег
Янушевский: они залили все советскими фиолетовыми чернилами и
водоэмульсионкой. Чернила просочились даже через три слоя лака, краска
уничтожила всю электронику, CD-плейеры, все раритеты 1970-х годов,
которые я собирал по блошиным рынкам для своих объектов. Три работы
уже не восстановить: объект с портретом финского актера Виллэ Хаапасало
("Кукушка"), изображение Джорджа Буша с фиолетовыми волосами
и текстовую работу с канонизированными английскими фразами "take
it easy", "o'k" и др. В моих работах нет ни одной вещи,
ни одного изображения, приобретенного в церкви, освященного. Эти знаки
на объектах - безделушки с Апраксина двора, свинцовые позолоченные
брелки китайского производства. Ведь этот магазин не громят верующие,
хотя там продают гигантское панно "тайная вечеря", подсвеченное
мигающими лампочками. Ведь не наезжают на газету, употребляющую всуе
христианскую метафору, - буквально вчера прочитал в "Вечерке":
"Михаил Боярский, один из двенадцати апостолов президента в его
предвыборной кампании". Ведь не бьют же рекламщиков за фразу
"Уитни Хьюстон - икона мировой поп-музыки". Мне просто стыдно,
что все так произошло, так глупо и примитивно. Эти люди попали между
мифами империи и цивилизации. Они сильны, агрессивны, у них есть возможность
действовать, нужно только вложить им вертикаль…
Комментарии:
сказать, что всем присутствующим было очевидно, что погром - не действие
в состоянии аффекта некой "православной молодежи", а спланированная
акция, нельзя. В процессе обсуждения стало явным деление участников
на своих и чужих. На стороне чужих, не вникших в ситуацию был только
один персонаж. Назвавшийся культурологом Яременко-Толстой, живущий
за границей и только бывающий в Петербурге. Все остальные представляли
лицо петербургской общественности. Эпигон венского акционизма предложил
рассматривать погром не как политическую, а исключительно как художественную
акцию. На территории современного искусства такое высказывание, по
его мнению, считается допустимым, если вообще не единственно адекватным.
На западе, продолжил он, погромы в галереях и музеях - событие нередкое.
В качестве примера привел акцию "художника из Казахстана",
нарисовавшего знак доллара на картине из Стейделик музея. Правда,
забыл при этом добавить, про осуждение и реальный срок заключения.
На стороне своих были все остальные. Марина Колдобская, например,
заметила, что для Петербурга отнюдь не характерны ни московские провокации,
ни преследования художников за их убеждения. Все буквально до последнего
момента было вполне достойно: без каких бы то ни было эксцессов проходили
выставки Янушевского, спокойно прошла экспозиция "В поисках утраченной
иконы". Либуркин добавил: значит, дело не в искусстве. Дело в
политике. Когда в полный голос звучит "нужно мочить в сортире",
то многие это воспринимают как императив, как установку - и им требуется
только повод, чтобы начать действовать. Точку в обсуждении поставил
Юлий Рыбаков. Он акцентировал два момента. Во-первых, по его мнению,
появились силы, узурпировавшие все права на цензуру. Во-вторых, погром
художественной выставки в галерее легко увязывается с такой цепочкой
событий - осквернением памятника на Марсовом поле, актом вандализма
на еврейском кладбище.
Прецедент:
Выставка "Осторожно, религия!", которая проходила в январе
2003 года в Музее и общественном центре имени Сахарова, была разгромлена.
Лиц совершивших разгром оправдали, напротив было возбуждено дело против
музея. На настоящий момент привлекают к ответственности директора
и сотрудника музея, им предъявлено обвинение в совершении преступления,
предусмотренного п. "б" ч.2 ст.282 УК РФ. В статье говорится
о деяниях, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной
вражды, совершенных, во-первых, каким-либо лицом с использованием
своего служебного положения и, во-вторых, организованной группой лиц).
Результат: сотрудники милиции, проводившие расследование на
месте происшествия не высказали никаких предположений, по какой статье
против погромщиков будет возбуждено уголовное дело. За день до круглого
стола было написано обращение к жителям Петербурга: "Мы живем
в цивилизованной стране, где существуют законные способы выражать
свое мнение, в том числе и несогласие с религиозными, политическими
и эстетическими взглядами других граждан. Разгром художественной выставки,
порча имущества художника и галереи - уголовное преступление. Мы не
должны позволять уголовникам прикрываться рассуждениями о защите национальных
святынь, православия или интересов русского народа. Мы также не можем
допустить, чтобы репутация Петербурга, культурной столицы России,
была замарана вандальскими действиями экстремистов".
Полный текст обращения
Ссылки по теме:
Иконы не пустили
в музей [Максим Райскин]
Об объемах продаж предметов культа [Максим
Райскин]