Пока
в Эрмитаже рассуждают о "восстании из мертвых почившей было живописи"
и демонстрируют слайды картин новых ее адептов, Музей Людвига в Русском
музее, не тратя лишних слов, представляет одного за другим современных
европейских живописцев - немца Бернарда Шульце, австрийца Германа Педита
и живущего в Голландии Михаэля Франке. В то время, как в Эрмитаже только
обещают масштабную выставку коммерчески успешных художников - Алекса
Катца, Дэвида Саля, Филиппа Таафа, Сесиль Браун, только задаются вопросом,
а что же за произведения создают эти авторы - "собственно живопись,
недо-живопись, новую живопись", кураторы Музея Людвига не скрывают
личных симпатий - всех представляемых ими художников помимо манеры объединяет
интерес к натурфилософии.
Выставка Бернарда Шульце, проходившая в Мраморном дворце летом прошлого
года, выглядела просто как ретроспектива одного из представителей актуального
в 1950-х годах стиля "информель", как ликвидация пробелов
в восприятии немецкой истории искусства. Последующая за ней выставка
живописи Германа Педита и только что открывшаяся "Космогония"
Михаэля Франке сместили акценты. Три примера если и не убеждают, то
хотя бы заставляют задуматься, а действительно ли они, эти художники,
влачат свое маргинальное существование на территории современного искусства.
Неужели все они - представители разных поколений, разных школ, пришедшие
к сходной живописной манере - анахроничны? Но эти вопросы адресованы,
скорее, кураторам и организаторам выставок, нежели художникам. К Бернарду
Шульце, автору "Мигофов", к Педиту, создающему метафизические
пейзажи, или к натурфилософу Франке - у посетителя их выставок вопросов
нет.
До 23 февраля в Мраморном дворце можно увидеть персональную выставку
Михаэля Франке "Космогония", на которой 70 картин, в том числе
два монументальных цикла "Apeiron" и "Periplomenon".
12 картин цикла "Apeiron" созданы с целью описать траекторию
света, основанную на прохождении Солнцем зодиакального круга (цикл был
специально написан для экспонирования в старейшей церкви Брюсселя в
январе 2000 года и по замыслу автора "в утренних сумерках нового
тысячелетия должен направить взгляд зрителя в будущее…"). Второй
цикл "Periplomenon", символизирующий годовой круговорот, создан
для выставки в Русском музее, специально для того зала, в котором экспонируется.
Основным содержанием картин циклов "Apeiron" и "Periplomenon"
является свет. В остальных картинах, представленных в залах Мраморного
дворца, можно при желании усмотреть большую "предметность"
- все они, несмотря на греческие названия, напоминают северные морские
пейзажи, прилив, волны, шторм. Что вполне правомерно - мастерская Михаэля
Франке расположена прямо на берегу моря, поскольку он не может писать,
"не ощущая природных стихий - ветра, воды".
Брызги соленого моря, порывы северного ветра, шум волн, "материализовавшиеся"
в залах дворца, действительно, способны напомнить о существовании природы,
о бесконечности и Космосе. В такой момент живопись современного натурфилософа,
"уединившегося" на берегу моря и читающего древнегреческих
философов в подлинниках, может показаться не такой уж странной.
Ссылки по теме:
Разговор о живописи:
перевод синхронный [Елена Невердовская]
Прежде чем вещи приобрели облик
[Елена Невердовская]