Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

28.01.2003
Выставки


Восстание из мертвых:
музей Людвига предпочитает натурфилософов живописцам
[Надежда Штиль]

Michael Franke PeriplomenonПока в Эрмитаже рассуждают о "восстании из мертвых почившей было живописи" и демонстрируют слайды картин новых ее адептов, Музей Людвига в Русском музее, не тратя лишних слов, представляет одного за другим современных европейских живописцев - немца Бернарда Шульце, австрийца Германа Педита и живущего в Голландии Михаэля Франке. В то время, как в Эрмитаже только обещают масштабную выставку коммерчески успешных художников - Алекса Катца, Дэвида Саля, Филиппа Таафа, Сесиль Браун, только задаются вопросом, а что же за произведения создают эти авторы - "собственно живопись, недо-живопись, новую живопись", кураторы Музея Людвига не скрывают личных симпатий - всех представляемых ими художников помимо манеры объединяет интерес к натурфилософии.
Выставка Бернарда Шульце, проходившая в Мраморном дворце летом прошлого года, выглядела просто как ретроспектива одного из представителей актуального в 1950-х годах стиля "информель", как ликвидация пробелов в восприятии немецкой истории искусства. Последующая за ней выставка живописи Германа Педита и только что открывшаяся "Космогония" Михаэля Франке сместили акценты. Три примера если и не убеждают, то хотя бы заставляют задуматься, а действительно ли они, эти художники, влачат свое маргинальное существование на территории современного искусства. Неужели все они - представители разных поколений, разных школ, пришедшие к сходной живописной манере - анахроничны? Но эти вопросы адресованы, скорее, кураторам и организаторам выставок, нежели художникам. К Бернарду Шульце, автору "Мигофов", к Педиту, создающему метафизические пейзажи, или к натурфилософу Франке - у посетителя их выставок вопросов нет.
До 23 февраля в Мраморном дворце можно увидеть персональную выставку Михаэля Франке "Космогония", на которой 70 картин, в том числе два монументальных цикла "Apeiron" и "Periplomenon". 12 картин цикла "Apeiron" созданы с целью описать траекторию света, основанную на прохождении Солнцем зодиакального круга (цикл был специально написан для экспонирования в старейшей церкви Брюсселя в январе 2000 года и по замыслу автора "в утренних сумерках нового тысячелетия должен направить взгляд зрителя в будущее…"). Второй цикл "Periplomenon", символизирующий годовой круговорот, создан для выставки в Русском музее, специально для того зала, в котором экспонируется. Основным содержанием картин циклов "Apeiron" и "Periplomenon" является свет. В остальных картинах, представленных в залах Мраморного дворца, можно при желании усмотреть большую "предметность" - все они, несмотря на греческие названия, напоминают северные морские пейзажи, прилив, волны, шторм. Что вполне правомерно - мастерская Михаэля Франке расположена прямо на берегу моря, поскольку он не может писать, "не ощущая природных стихий - ветра, воды".
Брызги соленого моря, порывы северного ветра, шум волн, "материализовавшиеся" в залах дворца, действительно, способны напомнить о существовании природы, о бесконечности и Космосе. В такой момент живопись современного натурфилософа, "уединившегося" на берегу моря и читающего древнегреческих философов в подлинниках, может показаться не такой уж странной.


Ссылки по теме:

Разговор о живописи: перевод синхронный [Елена Невердовская]
Прежде чем вещи приобрели облик [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100