В
Москве в рамках фестиваля NET прошли гастроли труппы Жозефа Наджа, организованные
Французским институтом и Центром им. Вс. Мейерхольда. Были показаны
две постановки - "Войцек" по мотивам одноименной пьесы Георга
Бюхнера и "Время отступления". Кроме того, была предоставлена
возможность увидеть видеофильм, сделанный по последнему спектаклю Жозефа
Наджа "Философы", который с успехом демонстрировался на театральном
фестивале в Авиньоне.
"Память - единственное, что для меня материально. Мне интересно
то, из чего я состою. Вместе с актерами мы вслушиваемся в тело памяти.
И это единственный способ создать по-настоящему авторский спектакль".
Именно таким образом был создан спектакль "Время отступления",
трио трех авторов - Жозефа Наджа, Сесиль Тьеблемон и музыканта Владимира
Тарасова.
Пьесу сочинили двое. Материалом для нее стали не книги, романы, чужие
или собственные слова, а телесная память, истории необъяснимых жестов
и движений, крик и слезы. Но только иногда герои "Времени отступления"
- это сами Сесиль Тьеблемон и Жозеф Надж, скорее - это красивая, вздорная
и легкомысленная женщина и провинциальный, серьезный и потому смешной,
требовательный мужчина. В момент, когда танец был продуман до мелочей,
история взаимоотношений мужчины и женщины стала пьесой, появился третий
участник спектакля - Владимир Тарасов. Жозеф Надж предложил музыканту
написать музыку к постановке "Время отступления". Первоначальный
дуэт превратился в трио.
Что проще - станцевать историю любви. Примеров - масса: от классических
дуэтов до авангардных вариаций, от представления мимов до эротических
шоу. Что может быть банальнее - станцевать историю любви… Но Жозеф Надж
своим "Временем отступления" делает шаг в сторону от всеобщей
истории "любовных танцев". Тело - не средство для передачи
душевных волнений и мук, и в то же время, танец - не эвфемизм секса.
Во "Времени отступления" тело - не материал, не буквы и слова
чужого языка, а действующий персонаж. Физиология - это психология тела.
Не сентиментальные слезы, а плач, напоминающий нытье не умеющего говорить
младенца. Не романтические вздохи, а трудное дыханье, напоминающее о
существовании легких и диафрагмы. И тем более - не изысканные, страстные
или нежные, гневные слова, а сдавленные вопли, утробные выкрики. Слова,
все-таки прорывающиеся в ткань телесных воспоминаний, - это реплики
на древнегреческом из Софокла и шансон, который исполнила Тьеблемон,
аккомпанируя себе на аккордеоне, - тоже существуют в спектакле как звуки.
Танец (именно так однозначно определяет Жозеф Надж жанр "Времени
отступления"), который исполняют мужчина и женщина, нисколько не
напоминает то, что привыкли подразумевать под этим термином. История
любви и ненависти рассказана посредством движений и жестов, акробатических
трюков, клоунских реприз и "немых сцен". Благодаря очищению
от накопившегося мусора сентиментальных обозначений вечный сюжет - история
разрывов и примирений - рассказан не то, чтобы заново, а с нерастраченной
силой и страстностью. Оказывается, влюбиться можно, увидев только одно
движение - как женщина сдергивает рукав пальто. Что самым страстным
жестом может быть прикосновение к локтю или расчесывание волос любимой
несколькими карандашами, зажатыми в зубах. Что каждая ссора, как бы
серьезна и страшна она ни была, - только фарс. Но, несмотря на столь
комический характер взаимоотношений, обеденный стол, разделяющий героев,
может обозначать расстояния вовсе непреодолимые. А нарисованный карандашом
домик и сделанный из бумаги журавль - слишком человеческую и все же
несбыточную мечту.
Ссылки по теме:
Метафизический театр
Жозефа Наджа [Елена Невердовская]
Мне нравится сбивать Время с пути
[Надежда Штиль]